Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2018 г. N Ф10-1601/18 настоящее постановление оставлено без изменения
06 марта 2018 г. |
Дело N А83-7961/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Малышевой И.А.,
Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2017 года по делу N А83-7961/2017 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" (ул. Воронина, 2, г. Севастополь, 299011) в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба" (ул. 56-й Авиагородок, 5А, г. Евпатория, Республика Крым, 297402) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (ул. Революции, 61, г. Евпатория, Республика Крым, 297402; шоссе Новоселовское, 1Г, г. Евпатория, Республика Крым, 297402) о признании незаконным решения,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (ул. Воронина, 2, г. Севастополь, 299011) в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (ул. Революции, 61, г. Евпатория, Республика Крым, 297402; шоссе Новоселовское, 1Г, г. Евпатория, Республика Крым, 297402) (далее - ГУ-УПФ в г. Евпатории Республики Крым, фонд)о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2017 N 091S19170002659.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 заявление было удовлетворено; решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2017 N 091S19170002659, было признано незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу относительно того, что исходная форма СЗВ-М за январь 2017 года, направлена страхователем с соблюдением срока, поскольку форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого застрахованного лица.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, 12.02.2018 представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, апелляционную жалобу поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме.
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба", необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 18 декабря 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФКУ "Управление Черноморского флота" зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации под регистрационным номером 092-001-012418.
21.03.2017, УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым в отношении Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба", была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа. По результатам проведенной проверки, 21.03.2017 сотрудниками Пенсионного фонда был составлен акт о выявлении правонарушения N091S18170002588.
Проведенной проверкой было выявлено нарушение Учреждением, законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое выразилось в несвоевременной подаче Учреждением отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2017 года, в отношении 1 (одного) застрахованного лица, 07.03.2017.
В дальнейшем, 12.04.2017, заместителем начальника ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Евпатории, Абдуллаевой М.Б., в отношении Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба", было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе общеобязательного пенсионного страхования N 091S19170002659, согласно которому, Учреждение было привлечено к ответственности за нарушение срока предоставления сведений о застрахованных лицах по ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и ему был назначен штраф в размере 500,00 руб.
Не согласившись с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым от 12.04.2017 N 091S19170002659, в части размера наложенного штрафа, ФКУ "Управление Черноморского флота", обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку, последний самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях, предоставленных за январь 2017 года по форме СЗВ-М и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М, до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167), ФКУ "Управление Черноморского флота" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При этом, статья 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей, на момент возникновения правоотношений), за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, судом установлено, что 09.02.2017 Учреждением, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М, за январь 2017 года, в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.
В дальнейшем, самостоятельно обнаружив ошибку (не были представлены сведения на одно застрахованное лицо), 07.03.2017, Учреждением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, была представлена отчетность по форме СЗВ-М за январь 2017 года (дополняющая) в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, то есть, страхователь самостоятельно исправил допущенные неточности.
Не смотря на это, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории N 091S19170002659 от 12.04.2017, в отношении Учреждения была применена мера ответственности в виде штрафа в размере 500,00 рублей за подачу дополняющей формы СЗВ-М за январь 2017 года.
Коллегия судей, считает применение к Учреждению меры ответственности безосновательным, учитывая то, что в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (действовавшего на момент спорных правоотношений) конкретно говорится о возможности не применения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявив ошибку, и представил достоверные сведения по персонифицированному учету. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом, установлено пунктом 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Так, в соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при принятии обжалованного решения, Управлением не было учтено, что Учреждение самостоятельно выявило ошибку и в целях ее исправления, предоставило дополняющий ежемесячный отчет о застрахованном лице за январь 2017 года по форме СЗВ-М -07.03.2017, то есть, до проведения проверки, которая имела место 21.03.2017, согласно акту проверки.
Довод апелляционной жалобы Фонда, касающийся того, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу относительно того, что исходная форма СЗВ-М за январь 2017 была направлена страхователем с соблюдением срока, поскольку форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, а сведения о застрахованном лице, предоставляются в отношении каждого застрахованного лица, признается судом апелляционной инстанцией безосновательным, в связи с тем, что не представления Учреждением сведений о застрахованном лице, в установленный законом срок, расценивается как представление неполных сведений.
Остальные доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2017 года по делу N А83-7961/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.