г. Воронеж |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А35-4160/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Маховой Е.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Курского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях на решение Арбитражного суда Курской области от 21.12.2017 по делу N А35-4160/2017 (судья Арцыбашева Т.Ю.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети" (ОГРН 11246200003006, ИНН 4626006207) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660) о взыскании 34 449,82 руб. долга, третье лицо: Государственное учреждение - Курское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети" (далее- ООО "Хомутовские коммунальные тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (далее - ответчик) о взыскании 34 449,82 руб. долга за январь-апрель, октябрь-декабрь 2016 года и январь-март 2017 года (с учетом определения суда от 24.10.2017 о процессуальной замене ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях).
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.12.2017 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой полагало, что решение суда необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с неправильным применением норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просило его отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции 28.02.2018 представители лиц, участвующих в деле не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 21.12.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 11.12.2014 ТУ Росимущества в Курской области издано распоряжение N 244 расп "О распределении государственного имущества", согласно которому нежилые помещения, площадью 58,3 кв.м., в административном здании Литер А, 1 этаж: комнаты N 1, N 2 расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский р-он, п. Хомутовка, ул. Калинина, д. 1, закреплены за Государственным учреждением - Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на праве оперативного управления, о чем в реестр федерального имущества внесены соответствующие изменения.
01.01.2015 между истцом и ГУ Курское региональное отделение ФСС РФ был заключен государственный контракт на поставку тепловой энергии N 15.
Срок действия договора - 2015 отчетный год.
В декабре 2015 года в адрес ГУ Курского регионального отделения ФСС РФ истцом были направлены для подписания два экземпляра государственного контракта, на новый отопительный сезон, в соответствии с которыми предметом договора являлась бесперебойная поставка коммунального ресурса в помещения общей площадью 58,3 кв.м, расположенное по адресу: Курская область, Хомутовский р-он, п. Хомутовка, ул. Калинина, д. 1.
По окончании отопительного сезона в 2016 году ГУ Курского регионального отделения ФСС РФ были возвращены оба экземпляра государственного контракта неподписанные, с сопроводительным письмом, в котором ГУ Курского регионального отделения ФСС РФ указал, что заключать договоры не намерены и оплата будет производиться собственником федерального имущества - Территориальным управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ТУ Росимущества в Курской области).
27.05.2016 общество с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному учреждению - Курское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 10 643,20 руб. за поставленную в отопительном сезоне 2016 года тепловую энергию.
Решением от 19.12.2016 по делу N А35-4977/2016 арбитражным судом в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Хомутовские коммунальные тепловые сети" было отказано. По результатам разрешения вышеуказанного спора по существу суд указал, что поскольку право оперативного управления за Государственным учреждением - Курское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на спорное помещение зарегистрировано не было, то у него отсутствует и обязанность по оплате за тепловую энергию в указанный. Решение вступило в законную силу.
23.03.2017 истец направил в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области претензию, в которой требовал оплатить 34 449,82 руб. задолженности за оказанные услуги теплоснабжения. Ответчик требования, изложенные в претензии, не исполнил, в связи с чем истец обратился с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, при этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в абз. 10 п. 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что коммерческая организация не вправе понуждать потребителя к заключению такого договора. В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что независимо от того, заключен ли между сторонами договор энергоснабжения, отношения истца и ответчика, связанные с оказанием услуг теплоснабжения в спорный период, носили договорной (обязательственный) характер.
Таким образом, спорные правоотношения возникли в связи со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, к которым согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нежилые помещения, площадью 58,3 кв.м., в административном здании Литер А, 1 этаж: комнаты N 1, N 2 расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский р-он, п. Хомутовка, ул. Калинина, д. 1, принадлежат Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4.1.1 и 4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 473, территориальный орган осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно п. 5.3 указанного Положения ответчик также осуществляет представительство в судах в защиту имущественных и иных прав и законных интересов России, в том числе по вопросам распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях от имени РФ осуществляет полномочия собственника федерального имущества, находящегося на территории Белгородской и Курской области, в том числе, в части содержания федерального нежилого фонда и, соответственно, несет обязанность по своевременной оплате потребленных нежилыми помещениями эксплуатационных и коммунальных услуг.
В силу положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статьям 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации - стороны обязаны исполнить договор поставки электроэнергии надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Факт потребления в спорном периоде 2016 и 2017 года тепловой энергии в заявленной стоимости подтверждается материалами дела.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
В материалах дела отсутствуют доказательства полного и своевременного погашения задолженности ответчиком.
Несмотря на изданные распоряжения от 11.12.2014 N 244, согласно которому нежилые помещения, площадью 58,3 кв.м., в административном здании Литер А, 1 этаж: комнаты N 1, N 2 расположенные по адресу Курская область, Хомутовский р-он, п. Хомутовка, ул. Калинина, д.1, закреплены за Государственным учреждением - Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на праве оперативного управления, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество не внесены соответствующие сведения, следовательно, у Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не возникло права оперативного управления.
По смыслу положений статей 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Таким образом, собственник, передав во владение имущество на соответствующем ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней подлежит, в частности, право хозяйственного ведения.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
21.03.2016 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, иных прав в отношении спорного помещения зарегистрировано не было.
Поскольку право оперативного управления за Государственным учреждением - Курское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации не было зарегистрировано, у него отсутствует и обязанность по оплате за тепловую энергию в указанный период по спорному помещению.
Само по себе закрепление спорного помещения на основании распоряжения собственника и передача имущества не порождают правовых последствий в виде несения бремени содержания имущества. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 21.12.2017 не имеется.
руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.12.2017 по делу N А35-4160/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4160/2017
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, ООО "Хомутовские КТС"
Ответчик: ТУ Росимущества в Курской области
Третье лицо: ГУ Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АППЕЛЯЦИОННЫЙ СУД, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной слжбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области"