г. Москва |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А41-28724/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Ханашевича С.К., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2017, принятое судьей Гарькушовой Г.А. по делу N А41-28724/17 по иску АО "Оборонэнерго" к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Черкасова Л.В. по доверенности от 29.12.2017;
от ответчика - Матхалов Е.С. по доверенности от 20.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
АО "Оборонэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о взыскании стоимости неосновательного обогащения бездоговорного потребления в сумме 7 816 484,61 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 66 386,58 руб. по состоянию на 22.03.2017, а также за период с 23.03.2017 по день фактической оплаты долга в размере, который определяется ключевой ставкой Банка России, существующей в месте нахождения ответчика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ответчика, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Истец в исковом заявлении ссылается на то, что является сетевой организацией владеющей на праве собственности и иных установленных федеральными законами основаниях объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуг по передаче электрической энергии.
В ходе контрольного обхода был выявлен факт потребления Администрацией муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области электрической энергии в отсутствие заключенного договора купли-продажи электрической энергии по адресу: Московская область Ленинский район, п/о Петровское, г/г N 12, уличное освещение от ТП-2, ТП-3 и ТП-4.
По указанному факту 24.11.2016 был составлен акт N ЦНТ/МО/БД.юр.л./2016/646.
Объём бездоговорного потребления составил 1 338 210 кВт/ч, произведено начисление 7 816 484,61 руб.
Соответствующие документы были направлены в адрес ответчика 30.12.2016.
Поскольку в досудебном порядке вопрос урегулирован не был, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом имеющих значения для правильного рассмотрения дела обстоятельств.
Апелляционный суд находит указанные выводы необоснованными а заявленные требования - неподлежащими удовлетворению ввиду следующего.
По правилам пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В пунктах 167, 168 Основных положений N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с X разделом Основных положений N 442 разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Под бездоговорным потреблением понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей (пункт 2 Основных положений N 442).
В силу пункта 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее трех рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации); обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Порядок составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии и требования к его содержанию закреплены в пунктах 192 и 193 Основных положений N 442.
В соответствии с пунктом 84 Основных положений N 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
По правилам пункта 194 Основных положений N 442 расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется в соответствии с пунктами 195 или 196 данного документа.
На основании пункта 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям N 442, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года. Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета. При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Бремя содержания имущества несет собственник, в частности в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции (статьи 125, 210 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено апелляционным судом, акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 24.11.2016 N ЦНТ/МО/БД.юр.л./2016/646 составлен за период с 01.02.2016 по 24.11.2016 в отношении потребления энергии по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, п/о Петровское, г/г N 12, уличное освещение от ТП-2, ТП-3 и ТП-4.
Между тем, как установлено апелляционным судом, истцом не доказано, что ответчик являлся собственником линий уличного освещении от ТП-2, ТП-3 и ТП-4 в спорный период.
Указанные линии уличного освещении постановлением Администрации Ленинского муниципального района от 14.12.2016 N 4317 включены с 26.07.2016 в реестр объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества.
Акт разграничения балансовой принадлежности сторон с указанием точек присоединения ТП-2, ТП-3 и ТП-4 между истцом и ответчиком подписан 14.09.2016.
Контракт на поставку электрической энергии (в том числе по адресу: Московская область, Ленинский район, п/о Петровское, г/г N 12, уличное освещение от ТП-2, ТП-3 и ТП-4) заключен между ПАО "Мосэнергосбыт" и ответчиком 30.12.2016.
До включения в указанный реестр данные объекты являлись частью имущества военного городка N 12 войсковой части 52096. Данное обстоятельство сторонами фактически не оспаривается.
При этом, как установлено апелляционным судом, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц войсковая часть 52096 была ликвидирована 31.08.2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в апелляционный суд дополнительными доказательствами: актом разграничения балансовой принадлежности сторон от 14.09.16, протоколом N 1 от 26.07.2016 заседания Комиссии по признанию имущества объектом, имеющим признаки бесхозяйного имущества Ленинского муниципального района, муниципальным контрактом N 50127710 от 30.12.16, выпиской из реестра объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества, от 15.12.16, постановлением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 14.12.2016 N 4317.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, разрешение вопроса о принятии, а также оценка доказательств находится в пределах рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в частью 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В этой связи судебная коллегия апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство истца о приобщении вышеуказанных документов к материалам дела, считает, что дополнительные доказательства должны быть приобщены к материалам дела, поскольку имеют значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что при разрешении настоящего спора в суде первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о приобщении дополнительных доказательств. Однако судом первой инстанции было неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика (т. 2 л.д. 19).
Таким образом, апелляционным судом установлено, что истцом не доказано, что ответчик с 01.02.2016 являлся собственником или владельцем линий уличного освещении от ТП-2, ТП-3 и ТП-4 и что у него возникла обязанность по оплате поставляемой с 01.02.2016 на указанные объекты энергии.
Кроме того, апелляционный суд при рассмотрении настоящего спора принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем. В случае если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию.
В нарушение вышеуказанной нормы АО "Оборонэнерго" не направило акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 24.11.2016 N ЦНТ/МО/БД.юр.л./2016/646 Администрации Ленинского муниципального района Московской области в установленные сроки после составления.
Суд первой инстанции указал, что истец не имел возможности вручить вышеуказанный акт в связи тем, что Администрация городского поселения Горки Ленинские передала часть полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Ленинского муниципального района в соответствии с соглашением N 14 от 01.03.2016.
Данный вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку сам акт о неучтенном потреблении был составлен в отношении Администрации Ленинского района, в связи с чем истец должен был отправить акт в адрес Администрации Ленинского района в сроки, установленные пунктом 192 Основных положений.
При этом в соответствии с заключенным соглашением между администрациями городского поселения Горки Ленинские и Ленинского района от 01.03.2016 N 14 передача полномочий происходит с момента вступления в силу соглашения, а именно - с 10.04.16, т.е. до 10.04.2016 полномочия по освещению улиц в соответствии с пунктом 4.19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находились у Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского района Московской области.
Однако вышеуказанный акт Администрация Ленинского муниципального района Московской области получила 08.02.2017.
Таким образом, истцом нарушен установленный пунктом 192 Основных положений N 442 порядок передачи акта организации.
Пунктом 193 Основных положений N 442 установлено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Между тем, в нарушение положений пункта 193 Основных положений в составленном акте отсутствуют дата предыдущей контрольной проверки.
В акте истец указывает период бездоговорного потребления Т = 298 дней 24 часа, что равняется 7 152 часам. Однако из акта и представленных в деле материалов невозможно установить дату, с которой следует вести расчет. Дату 01.2.2016, с которой по заявлению начинается период бездоговорного пользования, истец ничем не обосновывает.
Акт о безучетном потреблении электроэнергии, составленный с нарушением установленных требований, не может являться основанием расчета пользования электроэнергией. Отсутствие в акте о безучетном потреблении электрической энергии сведений, необходимых для расчета стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, а именно - даты осуществления предыдущей контрольной проверки свидетельствует о невозможности проверки расчета стоимости потребленной электрической энергии.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт потребления ответчиком электроэнергии в заявленной сумме в спорный период.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исковое заявление - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 часть 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 ноября 2017 года по делу N А41-28724/17 отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.