г. Вологда |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А05-10980/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" директора Чертова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 декабря 2017 года по делу N А05-10980/2017 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, просп. Дзержинского, д. 13, кв. 143; ОГРН 1122901028051, ИНН 2901232900; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 11.07.2017 N 29/17-22965 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании межевого плана, подготовленного и представленного кадастровым инженером Чертовым Н.А. с заявлением от 05.07.2017 N 29-0-1-96/3001/2017-950.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шклярова Татьяна Владимировна, администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением суда от 25 декабря 2017 года решение Управления Росреестра от 11.07.2017 N 29/17-22965 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости признано незаконным ввиду противоречия нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). С ответчика в пользу истца взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Указывает, что суд первой инстанции оценивал и исследовал документы, которые изначально заявителем в Управление Росреестра не представлялись. На дату вынесения спорного решения у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие фактическое пользование Шкляровой Т.В. земельным участком и владение домом, расположенным на нем. Поясняет, что постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учет состоялась.
Заявитель в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами подателя жалобы не согласились.
Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Шклярова Татьяна Владимировна является собственником жилого дома с кадастровым номером 29:16:184101:183, общей площадью 52, 9 кв. м, распложенного по адресу: Архангельская обл., Приморский муниципальный р-н, МО "Вознесенское", дер. Кяростров, ул. Октябрьская, д. 11, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от 16.07.2015 серии 29АА N 0706094.
Распоряжением Администрации от 21.06.2017 N 2037р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка Шкляровой Татьяне Владимировне" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 535 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, в кадастровом квартале 29:16:184101 (Архангельская обл., Приморский р-н, МО "Островное", дер. Кяростров, ул. Октябрьская, д. 11) для ведения личного подсобного хозяйства.
Гражданка Шклярова Т.В. и Общество заключили договор от 19.02.2017 N 17 ч-КР/КБ-17, по условиям которого Общество обязуется выполнить работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под принадлежащим Шкляровой Т.В. домом.
Во исполнение договора кадастровый инженер Чертов Н.А. на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Администрации от 21.06.2017 N 2037р, составил межевой план от 21.06.2017.
Представитель Администрации обратился в Управление Росреестра с заявлением от 05.08.2017 N 29-0-1-96/3001/2017-950 о постановке земельного участка площадью 535 кв. м на государственный кадастровый учет, приложив межевой план земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Управление Росреестра приняло решение от 11.07.2017 N 29/17-22965 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка). В качестве обоснования указало на несоответствие площадной характеристики образуемого земельного участка (535 кв. м) минимальному размеру земельного участка (0,06 га), установленному решением Собрания депутатов МО "Приморский район" второго созыва двадцать первой сессии от 25.03.2004 N 266.
Общество 18.07.2017 обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при Управлении Росреестра с жалобой на решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 11.07.2017 N 29/17-22965. Комиссия приняла решение от 14.08.2017 N 10 об отклонении заявления об обжаловании названного решения.
Указывая на неправомерность принятого Управлением Росреестра решения и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - Реестр) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 21 вышеуказанного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав определены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 7, 28 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" указано, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Статьей 46 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" определено, что территория МО "Островное" входит в границы территории МО "Приморский муниципальный район".
Согласно пункту 2 решения Собрания депутатов муниципального образования "Приморский район" от 25.03.2004 N 266 "О предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории МО "Приморский муниципальный район" (далее - Решение N 266), минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства составляют 0,06 га. При этом действие пункта 2 не распространяется на граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки, предоставленные в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Из пункта 4 статьи 3 Закона N 137-ФЗ следует, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 16.07.2015 серии 29АА N 0706094, право собственности наследодателя - Еремеевой Ф.Н. на вышеупомянутый жилой дом возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на основании договора купли-продажи от 17.06.1999.
Таким образом, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета, Управление неправомерно сослалось на положения Решения N 266.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объекта недвижимости вправе испрашивать в собственность соответствующий земельный участок с целью эксплуатации названного объекта, в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.
При этом нормами о приобретении прав на находящиеся в публичной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, не предусмотрены предельные размеры участка, предоставляемого для их использования и эксплуатации.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 29:16:184101 (в составе межевого плана), формируемый участок с трех сторон граничит с земельными участками, поставленными на кадастровый учет (кадастровые номера земельных участков 29:16:184101:4, 29:16:184101:78, 29:16:184101:79, 29:16:184101:63, 29:16:184101:62), с одной стороны ограничен землями общего пользования (уличная сеть). Сформировать участок площадью не менее 600 кв. м не представилось возможным.
Суд обоснованно отклонил как несостоятельный довод Управления Росреестра о том, что к спорному случаю не применимы положения пункта 4 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Как верно указал суд, в межевом плане есть информация о расположенном на спорном земельном участке жилом доме. Выяснение обстоятельств, необходимых для осуществления кадастрового учета, зависело от самого Управления Росреестра.
Довод ответчика о том, что для кадастрового учета Обществу следовало представить заключение органа местного самоуправления об отсутствии возможности увеличить площадь спорного земельного участка до нормативной, суд также не принял во внимание, поскольку отсутствие такого заключения не должно препятствовать осуществлению кадастрового учета спорного земельного участка ввиду того, что требование о минимальном размер площади к нему не применимо.
С учетом приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения Управления Росреестра от 11.07.2017 N 29/17-22965 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают правильность выводов суда, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что на сегодняшний день спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что также подтверждает необоснованность доводов и аргументов апеллянта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не установлено, апелляционная жалоба Управления Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 декабря 2017 года по делу N А05-10980/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.