город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2018 г. |
дело N А32-40814/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В. Нарышкиной, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П.,
при участии:
от заявителя (ответчика): генеральный директор Першин А.В., приказ от 26.06.2017, представители Москалева В.В. по доверенности от 01.02.2017, Трифонов А.В. по доверенности от 01.01.2018, Еремееев А.Г. по доверенности от 09.02.2018,
от заинтересованного лица (истца): представитель Белявская Е.В. по доверенности от 27.12.2017,
от третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю): представитель не явился,
от третьего лица (ООО "Южный Региональный Центр Оценки-Веакон"): представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" (ИНН 2335000260, ОГРН 1022304011058)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к закрытому акционерному обществу "Кореновскрыба" (ИНН 2335000260, ОГРН 1022304011058)
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), общества с ограниченной ответственностью "Южный Региональный Центр Оценки-Веакон" (ИНН 6164099705, ОГРН 1026103271260)
об изъятии земельного участка для государственных нужд,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Кореновскрыба" (далее - ответчик) о (об):
- прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154+/-236 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:878 площадью 144 +/- 21 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154+/-236 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, г радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:878 площадью 144+/-21 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения";
- определении возмещения за изымаемые земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878 площадью 18154+/-236 кв.м. и 144 +/- 21 кв.м., соответственно, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район в размере: 879475 руб., который включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости - 879125 руб., убытки, связанные с переоформлением прав на оставшуюся часть земельного участка - 350 руб.;
- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878 площадью 18154+/-236 кв. м и 144 +/- 21 кв. м соответственно, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район;
- обращении решения суда к немедленному исполнению.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил исковые требования, изложив пункт 7 просительной части искового заявления в следующей редакции:
- решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878 площадью 18154+/-236 кв.м. и 144 +/-21 кв.м. соответственно, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Кроме того, истцом дополнена просительная часть искового заявления пунктом 10 следующего содержания:
- обязать ЗАО "Кореновскрыба" предоставить сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и местонахождении банков, в которых открыты расчетные счета для перечисления возмещения за изымаемый земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что участок вошел в программу строительства объекта федерального значения, изъят уполномоченным органом, соглашение об изъятии предприниматель не подписал.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Южный Региональный Центр Оценки-Веакон".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу оставлено без удовлетворения. Требование об определении размера компенсации выделено в отдельное производство. Ходатайства ответчика о назначении экспертизы и истребовании документов рассмотреть в выделенном деле. Прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154+/236 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:878 площадью 144 +/-21 кв.м. расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; изъять в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154+/-236 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; изъять в собственность Российской Федерации для государственных нужд у собственника земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:878 площадью 144+/-21 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878 площадью 18154+/-236 кв.м. и 144 +/-21 кв.м., соответственно, относящиеся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенные по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Обратить решение суда к немедленному исполнению. С закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Закрытое акционерное общество "Кореновскрыба" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение 30.11.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- суд необоснованно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу;
- суд незаконно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Кореновский район;
- истцом необоснованно указано, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. Между тем, на отчуждаемых земельных участках расположен объект недвижимости, находящийся в собственности ЗАО "Кореновскрыба" - каскад рыбоводных прудов - сооружение с кадастровым номером 23:12:0000000:919 - объект капитального строительства, неотъемлемый и основной элемент производственного объекта - рыбопитомника. Наличие объекта недвижимости препятствует изъятию земельных участков без изъятия данного объекта недвижимости и всего земельного участка под ним;
- изъятие вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:919 и 23:12:000000:878 грубо нарушает установленные Водным кодексом РФ ограничения, согласно которым пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.;
- судом не дана оценка доводам ответчика о злоупотреблении правом со стороны истца;
- приняв решение о выделении в отдельное производство требований об определении размера компенсации, суд не имел права рассматривать дело и выносить решение в тот же день и в том же судебном заседании.
От общества с ограниченной ответственностью "Южный Региональный Центр Оценки-Веакон" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо поддерживает требования истца и оставляет разрешение жалобы на усмотрение суда.
Представители заявителя (ответчика) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении; представили письменные пояснения своей позиции; заявили ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебных актов Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-52718/2017 и N А32-22629/2017.
Представитель заинтересованного лица (истца) в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, отзыв на жалобу не представил; против приостановления производства по делу возражал.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Рассмотрев ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебных актов по делам N А32-52718/2017 и N А32-22629/2017, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что таковое не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом, исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что безусловные основания для приостановления производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку требования истца по настоящему иску безусловно не связаны с предметом спора по делам N А32-52718/2017 и N А32-22629/2017.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя (ответчика) и заинтересованного лица (истца), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта осуществляет реализацию проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ) принято распоряжение от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р "Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта (т. 1, л.д. 45-46).
Путем выкупа для нужд Российской Федерации изымаются земельные участки в Кореновском, Тимашевском и Калининском районах Краснодарского края.
Согласно пункту 2 преамбулы Распоряжения об изъятии, ОАО "РЖД" обеспечивает проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В соответствии с пунктами 22, 23 Приложения N 1 к распоряжению Росжелдора от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р, части исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 площадью 821500 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, р-н Кореновский, г. Кореновск, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", подлежат изъятию для государственных нужд.
Исходный земельный участок находится в собственности ЗАО "Кореновскрыба", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2016 N 90-30417650.
В результате раздела этого земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154+/-236 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кореновский район, относящийся к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", подлежащий изъятию для государственных нужд. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.04.2017 N 99/2017/13584926.
Также, в результате раздела первоначального участка образован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:878 площадью 144 +/-21 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, относящийся к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", подлежащий изъятию для государственных нужд. Границы сформированного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.04.2017 N 99/2017/13584939.
В результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом Распоряжении об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации Росжелдором проведены следующие мероприятия.
26.10.2016 на официальном сайте Администрации муниципального образования Кореновский район http://www.korenovsk.ru/ob-izjatii-zemelnyh-uchastkov-putjom-v/ было размещено Распоряжение об изъятии от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р.
Как указывает истец, в связи с отсутствием сведений об адресе собственника земельного участка копии Распоряжения об изъятии, согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ему не направлялись.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Статья 56.2. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие земельных участков для государственных нужд на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти, субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка.
Истцом в адрес ответчика направлялся проект соглашения об изъятии земельных участков от 02.06.2017 N 706-ИРД, который получен ответчиком 27.06.2017, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении (т. 1, л.д. 9-21, 53-54).
Письмом N 28 от 19.09.2017 ответчик отказал истцу в подписании соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд (т. 1, л.д. 51-52).
В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Соглашение об изъятии земельных участков ответчиком не подписано.
Доводы ответчика о том, что истцом нарушена процедура изъятия: распоряжение об изъятии не содержит всей необходимой информации, установленной действующим законодательством; решение об изъятии отсутствует и, как следствие, обществу не направлялось; не соответствует действительности, довод истца об отсутствии у него адреса общества, который является общедоступным, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Совокупность оформленных уполномоченными органами для изъятия документов позволяет с достоверностью установить уникальные характеристики первоначального участка, а также поставленных из него на кадастровый учет изымаемых участков. Правообладатель был поставлен в известность о факте изъятия и его условиях общедоступным способом и путем направления ему соглашения об изъятии, ознакомился с документами и выразил несогласие с условиями, на которых он лишается части своего имущества.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший Распоряжение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято Распоряжение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.
При таких обстоятельствах требования истца об изъятии земельных участков удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Решение об изъятии имущества в пользу Российской Федерации является основанием для регистрации этого права уполномоченным государственным органом.
Истец просит прекратить право собственности общества на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 и 23:12:0000000:878.
Суд правомерно не принял во внимание довод Управления Росреестра о том, что, поскольку право собственности за ответчиком на сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки не зарегистрировано, уполномоченный орган не будет иметь возможность внести в соответствующий реестр запись о прекращении права.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции, согласно которой это требование не направлено на понуждение уполномоченного органа решением суда к совершению действий по регистрации прекращения права собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.4. Кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В настоящем случае возникает ситуация, когда у Российской Федерации и у общества будут одновременно иметься разные, но оба законные основания для регистрации права собственности на участки за собой, у государства - решение суда об изъятии, у ответчика - норма закона (пункт 2 статьи 11.4 Кодекса).
Это требование заявлено истцом в целях установления правовой определенности во взаимоотношениях субъектов спорных правоотношений для неограниченного круга лиц, в том числе и для регистрирующего права и обременения органа.
То есть, результатом его удовлетворения явится невозможность регистрации права собственности общества на изъятые участки вообще, и до регистрации такого права за Российской Федерацией в частности.
В связи с изложенным, указанное требование также, правомерно удовлетворено Арбитражным судом Краснодарского края.
Строительство объекта, для реализации которого изымается спорный земельный участок, предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848.
В силу принятия решения о развитии транспортной системы России Правительством Российской Федерации, "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла", как часть Программы развития, имеет статус объекта государственной важности.
Его реализация связана со значительными затратами времени при императивно установленных сроках завершения строительства.
Суд первой инстанции указал, что по мнению ответчика, размер возмещения за изымаемый у него земельный участок не покрывает причиняемые ему таким изъятием убытков. Им приведены доводы, которые должны быть положены в основание проверки достоверности представленного истцом Отчета оценщика, для чего суду потребуется время, а с учетом возможного назначения экспертизы, значительное время.
Срок реализации Федеральной целевой программы, решение о реализации которой принято Правительством РФ, не может быть поставлен в зависимость от момента определения размера возмещения за изъятие земельных участков площадью 18 298 кв. м.
Для достижения максимально возможного баланса частных и публичных интересов, а также в целях эффективного правосудия, требования о размере компенсации и об обязании ответчика предоставить сведения о платежных реквизитах для перечисления возмещения, выделены судом первой инстанции в отдельное производство по правилам пункта 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования истца об обращении решения к немедленному исполнению, Арбитражный суд Краснодарского края обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
Доказательства оспаривания принятых уполномоченными органами документов - оснований изъятия спорного земельного участка, стороны суду не представили.
Следовательно, спор по настоящему делу сводится к размеру возмещения в связи с таким изъятием.
Как было указано выше, участок изъят для строительства объекта государственной важности с императивно установленными Правительством РФ сроками его строительства. Рассматриваемый в настоящем деле иск подан ОАО "РЖД" в интересах Российской Федерации. Уровень органа, утвердившего программу развития транспортной системы России, и как следствие, статус объекта строительства, предполагает, что замедление исполнения настоящего решения может привести к причинению значительного ущерба государству.
С учетом изложенного, указанное требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ходатайство заявителя жалобы, заявленное в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, об объединении настоящего дела с делом N А32-52718/2017, судом отклоняется в виду следующего.
Согласно статье 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в арбитражных судах Российской Федерации" не применяются отдельные правила, в том числе и указанное выше о соединении и разъединении нескольких требований при наличии самостоятельных обособленных споров.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по объединению требований, содержащихся в различных делах, в одно производство.
Довод жалобы о необходимости оставления настоящего дела без рассмотрения в виду несоблюдения порядка изъятия земельных участков отклоняется судом по изложенным выше основаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи чем оснований для отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачивалась, постольку с закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Кореновскрыба" (ИНН 2335000260, ОГРН 1022304011058) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.