г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А56-78639/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Толкунова В.М., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Клычева И.С. по доверенности от 09.01.2018
от заинтересованного лица: Рожен Ю.А. по доверенности от 10.01.2018
от 3-го лица-1: Белик В.И. по доверенности от 25.12.2017
от третьих лиц 2-3: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-337/2018) ООО "ЦНИИМ-Пром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2017 по делу N А56-78639/2015 (судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ООО "ЦНИИМ-Пром"
к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
3-и лица: 1) АО "ЛОКС", 2) Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЦНИИМ-Пром" (ОГРН 1157847111840, адрес: 191014, Сантк-Петербург, ул. Парадная, д. 8; далее - ООО "ЦНИИМ-Пром", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ОГРН 1037843016628, адрес: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее - Комитет, заинтересованное лицо) об отказе ООО "ЦНИИМ-Пром" в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году, оформленное извещением от 04.09.2015 N КТ-1- 3797М5-0-6; в порядке устранения нарушения прав и законных интересов ООО "ЦНИИМ-Пром" обязать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области:
- рассмотреть предложение ООО "ЦНИИМ-Пром" об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), изложенное в заявлении N 13 от 07.07.2015 и приложениях к нему;
- открыть дело об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды) на основании заявления от 07.07.2015 N 13 и приложенных к нему материалов;
- установить в отношении ООО "ЦНИИМ-Пром" тарифы на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды) на основании заявления N 13 от 07.07.2015 и приложенных к нему материалов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены акционерное общество "ЛОКС" (ОГРН 1054700272219, адрес: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Орловские Ключи, д. 1; далее - АО "ЛОКС", третье лицо - 1), Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (адрес: 187026, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Никольское, ул. Зеленая, д. 32; далее - Администрация, третье лицо - 2), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области (ОГРН 1037843045734, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; третье лицо - 3).
Решением от 12.12.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЦНИИМ-Пром" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "ЦНИИМ-Пром" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица и третьего лица - 1 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица 2, 3, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "ЦНИИМ-Пром" обратилось в Комитет с заявлением от 07.07.2015 N 13 об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды на 2015 год. К заявлению Обществом приложены расчетные и обосновывающие материалы.
Письмом от 04.09.2015 N КТ-1-3797М5-0-6 Комитет направил Обществу уведомление об отказе в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году.
Не согласившись с решением Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов АО "ЛОКС" и Администрации на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица - 1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения") (далее - Правила N 406).
Согласно пункту 12 Правил N 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил N 406 открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе, по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил N 406).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 17 Правил N 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе, следующие обосновывающие материалы: копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения обязаны заключить с гарантирующей организацией договор по транспортировке воды, а гарантирующая организация обязана оплачивать эти услуги.
В силу абзаца 2 пункта 18 Правил N 406 для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается (абзац 4 пункт 18 Правил N 406).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.07.2015 в Комитет поступило заявление ООО "ЦНИИМ-Пром" от 07.07.2015 исх. N 13 (вх. N КТ-1-3797/15-0-0) (далее - заявление), в котором Общество представило на рассмотрение предложение об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые ООО "ЦНИИМ-Пром" в 2015 году, с приложением обосновывающих материалов (далее - материалы). К заявлению Общество представило пояснительную записку от 07.07.2015 исх. N 12, из содержания которой следует, что Общество просило рассмотреть заявление в отсутствие договора на транспортировку холодной воды с гарантирующей организацией в связи с тем, что ранее Общество не осуществляло регулируемую деятельность по транспортировке воды и, как следствие, не заключало соответствующего договора с гарантирующей организацией, в связи с чем не имеет возможности представить указанный договор.
Из материалов дела следует, что единственным потребителем услуги по транспортировке питьевой воды Общества является филиал "Тосненский водоканал" АО "Ленинградские областные коммунальные системы" (далее - АО "ЛОКС"). Питьевая вода, передаваемая по сетям ООО "ЦНИИМ-Пром", поступает в дальнейшем для нужд потребителей Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Никольское городское поселение).
Постановлением Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) от 19.06.2014 N 168-па АО "ЛОКС" определено в качестве гарантирующей организации по обеспечению услугами водоснабжения потребителей Никольского городского поселения.
Комитет письмами от 15.07.2015 исх. N КТ-1-3797/15-0-4 и 17.08.2015 исх. N КТ-1-3797/15-0-5 запрашивал у ООО "ЦНИИМ-Пром" договор на транспортировку питьевой воды, заключенный между ООО "ЦНИИМ-Пром" и АО "ЛОКС".
Письмом от 17.08.2015 исх. N 20 ООО "ЦНИИМ-Пром" предоставило Комитету в дополнение к заявлению копию договора N 1 по транспортировке холодной воды от 03.07.2013, заключенного, между ЗАО "ЦНИИМ-Пром" и ОАО "ЛОКС" (далее - Договор), нотариально заверенная копия которого представлена в материалы дела (т.1 л.д. 16-30).
Вместе с тем, на запрос Комитета о подтверждении действия Договора на 2015 год, а также о намерении АО "ЛОКС" продлить предусмотренные им договорные отношения на очередной период регулирования, АО "ЛОКС" письмом от 21.08.2015 исх. N 766 уведомило Комитет о том, что в АО "ЛОКС" отсутствует как сам Договор, так и документация, свидетельствующая о соблюдении порядка заключения и фактического исполнения Договора, в связи с чем пролонгация такого Договора не предоставляется возможной. Кроме того, АО "ЛОКС" уведомило Комитет о том что, письмом от 21.05.2015 N 6 ООО "ЦНИИМ-Пром" представило в АО "ЛОКС" на рассмотрение проект типового договора по транспортировке холодной воды (далее - проект договора), в свою очередь, письмом от 10.08.2015 исх. N 738 АО "ЛОКС" направило Обществу замечания на указанный проект договора.
На основании изложенного Комитет пришел к выводу о том, что действующий договор о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, у Общества отсутствует, в связи с чем принял оспариваемый отказ.
При принятии решения об установлении тарифов Комитет руководствовался нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы тарифообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Действующими нормативными правовыми актами в данной области правового регулирования, в частности, Правилами, возможность непредставления копии договора по транспортировке холодной воды организацией, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, не предусмотрена.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Комитет на законных основаниях, руководствуясь пунктом 17 Правил, пунктом 10 Регламента установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э, письмом от 04.09.2015 N КТ-1-3797/15-0-6 направил в адрес ООО "ЦНИИМ-Пром" мотивированный отказ в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по транспортировке воды, оказываемые в 2015 году.
Как следует из пп. а пункта 17 Правил к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
В своем заявлении Общество указало, что является собственником водовода Красный Бор - Никольское, расположенного в Тосненском районе Ленинградской области. Посредством данного водовода, на участке принадлежащего ООО "ЦНИИМ-Пром" осуществляется транспортировка питьевой воды. Заявитель указал, что является правопреемником ЗАО "ЦНИИМ-Пром".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ЛОКС" обратилось с запросом о принадлежности участка водовода в Администрацию МО Никольское городское поселение, о чем уведомило заявителя. Запрос был вызван поступившим в АО "ЛОКС" от ООО "ЦНИИМ-Пром" предложения заключить договор на транспортировку воды за плату через указанный участок. К предложению приложено свидетельство о регистрации права собственности на водоотвод от 27.03.2015, в котором указано в качестве основания для регистрации права решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга по делу N 2-3207/2002 от 28.02.2002.
В ответ на запрос Администрации от 01.07.2016 исх. N 65/01-06-03.02, Московский районный суд Санкт-Петербурга сообщил, что согласно алфавитным книгам за 2002 год по делу N 2-3207/2002 указаны другие стороны.
Согласно ответу Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 04.04.2016 N А449 представление копии решения по гражданскому делу N 2-3207/2002 не возможно, поскольку по актам сдачи гражданских дел за 2002 год данное гражданское дело в суде не рассматривалось, а под указанным номером числится гражданское дело по иску Серебренникова О.И. к ООО "ИНОС".
Согласно ответу Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 12.12.2017 N 01-55/07 на запрос Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области исх. N А56-78639/2015 сведения о рассмотрении гражданского дела по иску ООО "ЦНИИМ-Пром" к ТОО "Ленинградский завод керамических изделий", Строгановой Г.А. отсутствуют. В архиве суда также отсутствует гражданское дело N 2-3207/2002 и сведения относительно него.
Из материалов дела следует также, что Администрация обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО "ЦНИИМ-Пром" об истребовании объекта недвижимости - сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 6265 м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, водовод Красный Бор -Никольское из чужого незаконного владения; об обязании аннулировать запись о регистрации права собственности ответчика и зарегистрировать право собственности истца на указанное имущество (дело N А56-14991/2017) и вопрос правомерности регистрации права собственности.
На момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции, решением от 08.02.2018 по делу N А56-14991/2017 арбитражный суд удовлетворил требование Администрации об истребовании спорного водовода в муниципальную собственность и аннулировании записи в Едином государственном реестре о праве собственности истца на указанный водовод.
Довод подателя апелляционной жалобы со ссылкой на решение по делу N А56-17847/2016, которым Администрации отказано в признании права муниципальной собственности на спорный водовод, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку основанием для отказа явился ненадлежащий способ защиты права.
Администрацией в рамках дела N А56-14991/2017 реализовано право на защиту путем предъявления виндикационного иска.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано на то, что обязать заинтересованное лицо открыть дело об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, оказываемые в 2015 году на дату принятия решения по настоящему делу не представляется возможным, так как установление тарифов на прошедший период законом не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, решение Комитета об отказе ООО "ЦНИИМ-Пром" в рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги по водоснабжению (транспортировка питьевой воды), оказываемые в 2015 году, является законным и обоснованным. Нарушения прав и законных интересов Общества данным решением суды первой и апелляционной инстанции не установили.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению ООО "ЦНИИМ-Пром" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2017 года по делу N А56-78639/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦНИИМ-Пром" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ЦНИИМ-Пром" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78639/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2018 г. N Ф07-8728/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЦНИИМ-Пром"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
Третье лицо: Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, АО "ЛОКС", МОСКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8728/18
06.03.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-337/18
12.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78639/15
29.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11839/17