г. Вологда |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А66-10221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2017 года по делу N А66-10221/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
товарищество собственников жилья "Трудолюбия-36" (ОГРН 1106952010604, ИНН 6950116325; место нахождения: 170006, город Тверь, переулок Трудолюбия, дом 36; далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 27.04.2017 N 1946/ОГ-17.
Решением суда от 01 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены, с инспекции в пользу товарищества взысканы расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных товариществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в квартире 4 дома N 36 по пер. Трудолюбия в городе Твери, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению проведена внеплановая выездная проверка товарищества, по результатам которой составлен акт от 27.04.2017 N 1946/ОГ-17.
При проверке инспекцией установлено, что товарищество осуществляет деятельность по управлению указанным домом на основании протокола общего собрания собственников помещений от 27.06.2015.
Между товариществом и ООО "Тверская генерация" заключен договор от 30.09.2016 N 93086 на поставку коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению и отоплению потребителям, проживающим в спорном доме.
Как установлено инспекцией в ходе проверки, указанный дом оборудован пятью общедомовыми приборами учета тепловой энергии, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию от 04.02.2010, 25.01.2015, 06.02.2013. Система горячего водоснабжения в спорном доме закрытая. Указанные приборы учитывают потребление тепловой энергии многоквартирным домом на нужды отопления и горячего водоснабжения. Прибором учета горячего водоснабжения дом не оборудован.
При начислении платы за коммунальную услугу по отоплению товарищество использовало значения площадей жилых и нежилых помещений в доме, отличные от значений площадей, указанных в техническом паспорте. Также при начислении платы за горячее водоснабжение, исходя из норматива потребления данной услуги, товарищество не учитывало количество собственников и количество зарегистрированных лиц в жилых помещениях, не учитывало объем горячей воды на общедомовые нужды.
В связи с этим инспекцией сделан вывод о том, что товарищество определяло плату за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению в нарушении положений пунктов 42, 42(1), 48, 56(2), 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки инспекция выдала товариществу предписание от 27.04.2017 N 1946/ОГ-17 о прекращении выявленных нарушений, которым обязала в срок до 15 июля 2017 года произвести потребителям, проживающим в доме по адресу г. Тверь, пер. Трудолюбия, д. 36, перерасчет платы за коммунальную услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с октября 2016 года по февраль 2017 года.
Товарищество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемое предписание незаконным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Пунктом 16.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с формулой 4 размер платы определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; норматива потребления j-й коммунальной услуги.
В данном случае дом оборудован пятью коллективными приборами учета тепловой энергии, дом не оборудован прибором учета горячей воды.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг должен быть рассчитан с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56(2) Правил N 354).
Согласно пункту 48 Правил N 354 объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 30, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общей площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 154 ЖК РФ с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения, включает в себя, в частности, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 9.3 указанной статьи при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения 3 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пункт 3 приложения N 2 к Правилам N 354 содержит формулу 3, позволяющую определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в течение отопительного периода.
Эта формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме и общей площади всех жилых и нежилых помещений в нем, а также установленный тариф на тепловую энергию.
Пункт 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354 содержит формулу 3(1), позволяющую определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию.
Следовательно, потребитель коммунальной услуги по отоплению обязан вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяя при расчете платы показания коллективного (общедомого) прибора учета тепловой и общую площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
Также, исходя из указанных выше норм, плата за горячее водоснабжение должна была определяться товариществом в соответствии с формулой N 4 исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении и норматива потребления j-й коммунальной услуги, а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг должен быть рассчитан с учетом количества собственников такого помещения (пункту 56(2) Правил N 354).
В данном случае, как установлено инспекцией, в нарушение указанных норм при определении платы за горячее водоснабжение товариществом не учитывалось количество собственников и количество зарегистрированных лиц в жилом помещении, что не опровергнуто товариществом.
Также товарищество при расчете платы за отопление не применяло значения площадей жилых и нежилых помещений в доме.
Согласно отчету товарищества по исполнению оспариваемого предписания, представленному в инспекцию, неправильное определение платы за горячее водоснабжение и отопление привело к обсчету собственников жилья многоквартирного дома.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание жилищной инспекции является законным и обоснованным.
В связи с этим решение суда первой инстанции следует отменить, товариществу отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2017 года по делу N А05-10221/2017 отменить.
Отказать товариществу собственников жилья "Трудолюбия-36" в признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 27.04.2017 N 1946/ОГ-17.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.