г. Самара |
|
7 марта 2018 г. |
А72-11074/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года по делу N А72-11074/2017 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дэмост" (ОГРН 1137327000843, ИНН 7327067253), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал - М5" на участке Сызрань - Ульяновск",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дэмост" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск (далее - третьи лица), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал - М5" на участке Сызрань - Ульяновск".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ от 21.06.2017 N 9060-01 администрации города Ульяновска в выдаче разрешения на ввод объекта "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал -М5" на участке Сызрань - Ульяновск" в эксплуатацию. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Дэмост" (ОГРН 1137327000843, ИНН 7327067253, г. Ульяновск) разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал - М5" на участке Сызрань - Ульяновск". С администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дэмост" (ОГРН 1137327000843, ИНН 7327067253, г. Ульяновск) взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) руб. Обществу с ограниченной ответственностью "Дэмост" (ОГРН 1137327000843, ИНН 7327067253, г. Ульяновск) из федерального бюджета возвращено 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по чеку-ордеру от 29.06.2017.
Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просили решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 отменить, в удовлетворении требования ООО "Дэмост" отказать полностью.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывают на правомерность оспариваемого отказа, поскольку заявителем при обращении в адрес ответчика не представлены документы, указанные в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Дэмост" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
25.08.2016 обществом получено разрешение N 73- 73-412-2016 на строительство вспомогательного объекта общественного православного кладбища, расположенного по адресу: г. Ульяновск, севернее с. Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал М5" на участке Сызрань - Ульяновск, на земельном участке с кадастровым номером 73:19:070901:138, градостроительный план N RU73304000-258 выдан 14.06.2011 администрацией города Ульяновска. Срок действия разрешения продлевался до 10.11.2017 (разрешение на строительство N 73-73-583-2016 от 10.11.2016).
08.12.2016 заявитель обратился в управление с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал - М5" на участке Сызрань - Ульяновск".
Письмом от 21.06.2017 N 9060-01 администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта на основании пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:138 (фактически согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.12.2016 N 73/001/450/2016-90510 земельный участок находится в аренду у Православной религиозной организации Симбирская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархарт);
- документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (отсутствует документ, подтверждающий выполнение технических условий N ТУ-45 от 08.06.2013, выданных ООО "Центр Экологических Технологий").
Заявитель, полагая, что отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Администрация и управление заявленные требования не признали по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что с учетом дополнительно представленных обществом 24.10.2017 и 28.11.2017 документов обществу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:138, это единственное основание спорного отказа.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
На основании Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" управление рассматривает заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, производит проверку наличия и правильности оформления документов по вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в пределах компетенции, осуществляет осмотр объекта капитального строительства и проверку соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением случаев, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор), выдает заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2017 по делу N А72- 3733/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017, установлены следующие обстоятельства.
Заявителю, согласно договору уступки права аренды земельного участка от 16.05.2016, переданы по акту приема - передачи от Ульяновской Епархии права арендатора земельного участка площадью 114275 кв. м, с кадастровым номером 73:19:070901:138, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 метрах северо-западнее Федеральной трассы "Урал-М5" на участке Сызрань- Ульяновск.
18.05.2016 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области письменно уведомлен о состоявшейся уступке права аренды земельного участка.
Проект границ указанного земельного участка утвержден постановлением главы города Ульяновска Ульяновской области N 7583 от 23.08.2007. На указанный земельный участок 14.06.2011 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города подготовлен градостроительный план RU73304000-258, утвержденный главой города Ульяновска Пинковым А.П.
На основании договора аренды земельного участка N 24-4-133 от 22.04.2013, заключенного Епархией с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, спорный земельный участок передан в аренду под строительство Общественного православного кладбища.
25.08.2016 по заявлению ООО "Дэмост" администрация г. Ульяновска выдала разрешение на строительство объекта - "вспомогательные объекты общественного православного кладбища" N 73-73-412-2016 сроком до 01.09.2017.
10.11.2016 администрацией г. Ульяновска выдано измененное разрешение на строительство объекта нежилого назначения "Общественное православное кладбище.
Здание похоронного назначения" N 73-73-583-2016 сроком до 10.11.2017. 08.12.2016 ООО "Дэмост" обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлением о вводе в эксплуатацию объекта - "Общественное православное кладбище. Здание похоронного значения", расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 метрах северо-западнее Федеральной трассы "Урал-М5" на участке Сызрань-Ульяновск.
Заявителем ответ на обращение не получен, что послужило основанием для обращения в суд с иском, рассмотренным в рамках дела N А72-3733/2017.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2017 года по указанному делу признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления общества о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - "Общественное православное кладбище. Здание похоронного значения", расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 метрах северо-западнее Федеральной трассы "Урал-М5" на участке Сызрань- Ульяновск, в установленный законом срок.
Письмом от 21.06.2017 заявителю отказано в выдаче такого разрешения на основании п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером
73:19:070901:138 (фактически согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.12.2016 N 73/001/450/2016-90510 земельный участок находится в аренду у Православной религиозной организации Симбирская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат);
- документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям, и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (отсутствует документ, подтверждающий выполнение технических условий N ТУ-45 от 08.06.2013, выданных ООО "Центр Экологических Технологий").
24.10.2017 обществом в дополнение к заявлению от 08.12.2016 представлено в администрацию письмо N 223-16 от 26.12.2016 ООО "Центр Экологических Технологий", подтверждающее выполнение технических условий, выданных ООО "Центр Экологических Технологий".
Кроме того, 28.11.2017 общество вновь обратилось в администрацию с заявлением, в котором повторно просило выдать разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта с приложением технического плана здания от 2017 г., гарантийного письма на благоустройство.
Письмом от 15.12.2017 заявителю отказано в выдаче такого разрешения на основании п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:138 (фактически согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.12.2016 N 73/001/450/2016-90510 земельный участок находится в аренду у Православной религиозной организации Симбирская Епархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат).
В части 3 статьи 55 данного Кодекса предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению для получения решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе - правоустанавливающие документы на земельный участок.
В силу части 4.1 указанной статьи для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
Как указал ответчик, по совокупности представленных заявителем документов в настоящее время основанием для принятия спорного отказа послужил вывод администрации о нарушении обществом пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившемся в непредставлении им правоустанавливающих документов на земельный участок.
Однако, как установил суд, вышеизложенный вывод является неправомерным и противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
25.08.2016 обществом получено разрешение N 73-73-412-2016 на строительство вспомогательного объекта общественного православного кладбища, расположенного по адресу: г. Ульяновск, севернее с. Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал М5" на участке Сызрань - Ульяновск, на земельном участке с кадастровым номером 73:19:070901:138, градостроительный план N RU73304000-258 выдан 14.06.2011 администрацией города Ульяновска.
Срок действия разрешения продлевался до 10.11.2017: 10.11.2016 администрацией обществу выдано измененное разрешение на строительство объекта нежилого назначения "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения" N 73-73-583-2016.
Выдача разрешений на строительство осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части 7 которой предусмотрен перечень документов, которые застройщик должен приложить к заявлению, в том числе - правоустанавливающие документы на земельный участок.
Иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи, требовать не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Выдавая обществу вышеуказанные разрешения на строительство, ответчик располагал сведениями о правоустанавливающих документах на земельный участок: договором уступки права аренды земельного участка от 16.05.2016, уведомлением от 18.05.2016 Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время агентство) о состоявшейся уступке права аренды земельного участка, письмом агентства от 30.05.2016 в адрес общества о том, что договор аренды земельного участка от 22.04.2013 N 24-4-133 считается возобновленным на неопределенный срок.
Кроме того, ответчиком представлено письмо заместителя главы администрации города - председателя КУГИГ от 10.03.2016 N 5211-02 о том, что КУГИГ не возражает против передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от Епархии к обществу.
В разрешениях на строительство содержатся сведения о градостроительном плане земельного участка от 14.06.2011 N RU73304000-258, утвержденном главой города Ульяновска Пинковым А.П.
На основании договора аренды земельного участка N 24-4-133 от 22.04.2013, заключенного Епархией с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, спорный земельный участок передан в аренду под строительство Общественного православного кладбища.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
Вышеуказанные разрешения на строительство выданы обществу главой администрации Гаевым А.В.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подписан этим же лицом.
Исходя из вышеизложенного, судом сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
В связи с вышеизложенным, суд правомерно возложил на администрацию обязанность выдать заявителю разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Общественное православное кладбище. Здание похоронного назначения", расположенного: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее села Баратаевка, в 600 м северо-западнее федеральной трассы "Урал - М5" на участке Сызрань - Ульяновск".
Довод ответчика, что в качестве восстановительной меры суд должен обязать рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, судом правомерно отклонен, поскольку, как следует из оспариваемого отказа, из пояснений представителя ответчика в ходе судебных заседаний, из отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.12.2017 N 19356-01 главы администрации, заявление общества о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уже рассмотрено, документы, представленные обществом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проверены в полном объеме, т.е. рассмотрены по существу, в связи с чем и было принято спорное решение, иных оснований для отказа, кроме как отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, не имеется.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года по делу N А72-11074/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.