г. Москва |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А41-10316/18 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Катькина Н.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга-ХИТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2018 года по делу N А41-10316/18, принятое судьей Фаньян Ю.А., рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Сервис 24" к обществу с ограниченной ответственностью "Радуга-ХИТ" о возврате суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "УК Сервис 24" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Радуга-ХИТ" о взыскании 256 232 рублей 11 копеек неосновательного обогащения и 8 125 рублей расходов по госпошлине (т. 1, л.д. 2-10).
Иск заявлен на основании статей 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2018 года с ООО "Радуга-ХИТ" в пользу ООО "УК Сервис 24" было взыскано неосновательное обогащение, возникшее из договора теплоснабжения N Т39/15 от 15.07.15 за период с 25.05.16 по 24.08.16 в размере 256 232 рубля 11 копеек и расходы по госпошлине в сумме 8 125 рублей (л.д. 137-140).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Радуга-ХИТ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 8-13).
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.07.15 между ООО "Радуга-ХИТ" (Теплоснабжающая организация) и ООО "УК Сервис 24" (ранее - ООО "Лидер-Эксплуатация") (Абонент) был заключен договор теплоснабжения N Т-3915, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать Абоненту тепловую энергию и теплоноситель, а Абонент - оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, невозвращенный в тепловую сеть Теплоснабжающую организацию (т. 1, л.д. 12-19).
В соответствии с пунктом 5.3. договора, оплата в размере 100% стоимости фактического объема потребленной тепловой энергии производится Абонентом до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании показаний общедомовых приборов учета и (или) показаний, определенных расчетным путем.
В рамках указанного договора ООО "Радуга-ХИТ" в период с 25.05.16 по 24.08.16 поставило ООО "УК Сервис 24" тепловой энергии, на оплату которой были выставлены счета на общую сумму 537 263 рубля 09 копеек (т. 1, л.д. 29-38).
ООО "УК Сервис 24" полученную в период с 25.05.16 по 24.08.16 тепловую энергию оплатило в полном объеме (т. 1, л.д. 26-28).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ООО "УК Сервис 24" указало, что при расчете стоимости потребленной тепловой энергии на подогрев воды ООО "Радуга-ХИТ" неправомерно руководствовалось показаниями приборов учета, в результате чего возникло неосновательное обогащение в сумме 256 232 рубля 11 копеек.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указывалось выше, в рамках договора теплоснабжения N Т-3915 от 15.07.15 ООО "Радуга-ХИТ" в период с 25.05.16 по 24.08.16 поставило ООО "УК Сервис 24" тепловую энергию, на оплату которой были выставлены счета на общую сумму 537 263 рубля 09 копеек (т. 1, л.д. 29-38).
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, был неправомерно произведен по данным приборов учета.
Из материалов дела следует, что организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществлялась в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах под управлением истца.
Подобные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию-исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные услуги подлежали бы оплате в случае получения гражданами-пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно абзацу 2 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом формула 23 пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых:
1. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду);
2. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.06 (Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или 1 куб. метр горячей воды на человека;
на общедомовые нужды - 1 куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды, в связи с чем порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.12, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения. Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.17.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, в связи с чем при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.18 по делу N 305-ЭС18-3486, от 15.08.17 по делу N 305-ЭС17-8232 и Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 04.12.17 N Ф05-14887/2017 по делу N А41-59142/2016.
Постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области N 952/1-ПА от 30.11.09 "Об установлении тарифов и размера платы за жилищно-коммунальные услуги в городском округе Балашиха" был установлен норматив на подогрев в размере 0,0646 Гкал/куб.м.
С учетом применения норматива на подогрев воды, в период с июня по август 2016 года истцу было поставлено тепловой энергии на сумму 281 030 рублей 98 копеек, в то время как ООО "УК Сервис 24" в спорный период было оплачено 537 263 рублей 09 копеек, следовательно, сумма переплаты составила 256 232 рубля 11 копеек (т. 1, л.д. 11).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания названной нормы права следует, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно следующих условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица; отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Таким образом, истец, обращаясь в суд, обязан доказать факт уменьшения своего имущества и факт его неосновательного приобретения (увеличение имущественной сферы ответчиков за счет имущества истца) без законных оснований.
В силу пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что ответчик в отсутствие на то законных оснований сберег денежные средства истца в сумме 256 232 рубля 11 копеек, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы расчет стоимости потребленной в спорный период тепловой энергии был произведен истцом правильно.
Так, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, производство которых осуществляется исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 54 Правил N 354
Производство коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирных домах, являющихся объектами Договора, осуществляйся управляющей организацией - самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, производство которых осуществляется исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 54 Правил N 354, в соответствии с которым расчет размера платы для потребителей осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Таким образом, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В своих взаимоотношениях стороны обязаны следовать императивным нормам, регулирующим порядок расчетов за оказанные услуги, в том числе нормам Правил N 354, следовательно, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации размер платежа должен ограничиваться нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Соответственно, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2018 года по делу N А41-10316/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.