г. Челябинск |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А47-7385/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2017 по делу N А47-7385/2017 (судья Мирошник А.С.).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-1315 от 25.05.2017.
Определением арбитражного суда от 31.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Орское предприятие тепловых сетей" Администрации г. Орска (далее - МУП "Орское предприятие тепловых сетей") и общество с ограниченной ответственностью "Ленинский коммунальный сервис - 4" (далее - ООО "Ленинский коммунальный сервис - 4", ООО "ЛКС-4").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2017 (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось ПАО "Т Плюс", обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что ПАО "Т Плюс", как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг в пределах границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Нормативные требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги, а именно обеспечение температуры горячей воды не ниже 60С, со стороны ПАО "Т Плюс" были соблюдены.
Податель жалобы считает, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно, не дана надлежащая оценка доводам и представленным ПАО "Т Плюс" документам о ненадлежащем состоянии внутридомовых инженерных сетей и неисполнимости оспариваемого предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области на основании распоряжения от 03.05.2017 N 1315 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО "Т Плюс".
По результатам проверки был составлен акт проверки от 25.05.2017 N А-1315 и выдано предписание от 25.05.2017 N ПР-1315.
В соответствии с предписанием от 25.05.2017 N ПР-1315 заявителю предписано: обеспечить соответствие температуры горячей воды в точке водозабора квартиры N 95, расположенной по адресу: г. Орск, ул. Станиславского, д.6А требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). На момент проверки температура горячей воды в точке водозабора кв. N 95 +53,6° С, на границе разграничения балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения +61° С.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 25.05.2017 N ПР-1315, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ПАО "Т Плюс" несло ответственность за качество коммунального ресурса подаваемого непосредственно в квартиры и не обеспечило исполнение этой обязанности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 21 названных Правил договоры горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Управляющей организацией оказывающей услуги по ремонту и содержанию имущества многоквартирного дома N 6а по ул.Станиславского г.Орск является ООО "Ленинский коммунальный сервис-4".
Учитывая изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что ПАО "Т Плюс" обязано поставлять тепловую энергию в горячей воде соответствующего качества до внешней стены жилого дома.
Между тем, условиями предписания на заявителя возложена ответственность за несоответствие температурного режима горячей воды в точке разбора, находящейся в квартире N 95, что превышает обязательства общества как ресурсоснабжающей организации, вытекающие из статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 21 Правил N 354, противоречит требованиям к содержанию общего имущества в жилом многоквартирном доме (статьи 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 8 Правил N 491).
Судебная коллегия исходит из того, что общество не осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем в доме N 6А по ул.Станиславского г.Орск ни в силу действующего законодательства, ни на основании договоров с собственниками спорного жилого дома; инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирных домов и внутри квартир, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности общества; качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в рамках проверки жилищной инспекции (температурный режим) ресурсоснабжающей организацией обеспечено.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N20.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Из материалов проверки следует, что температура горячей воды на вводе в дом N 6А по ул.Станиславского г.Орска составила 61,0°C, то есть температура горячей воды в тепловых узлах соответствует установленным нормативам, следовательно, у жилищной инспекции отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Кроме того, согласно письму МУП "Орское предприятие тепловых сетей" от 03.04.2017 N 26-538 во внутридомовой системе ГВС многоквартирного дома N 6А по ул.Станиславского г.Орска, отсутствует автоматический регулятор, установка которого является обязательной. Согласно акту от 24.10.2017 установка автоматического регулятора невозможна ввиду отсутствия индивидуального водоподогревателя.
Указанные обстоятельства и документы подтверждают факт ненадлежащего состояния внутридомовой системы горячего водоснабжения многоквартирного дома N 6А по ул.Станиславского г.Орска.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2017 по делу N А47-7385/2017 отменить.
Заявленные требования публичного акционерного общества "Т-Плюс" в лице филиала "Оренбургский" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 25.05.2017 N ПР-1315.
Обязать Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов публичного акционерного общества "Т-Плюс".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в пользу публичного акционерного общества "Т-Плюс" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т-Плюс" в лице филиала "Оренбургский" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению N 85161 от 11.12.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.