Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2018 г. N Ф08-3413/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2018 г. |
дело N А32-4470/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Нарышкиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Куликов Е.Г., паспорт, по доверенности от 05.03.2017 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абрамян Натальи Михайловны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 июня 2017 года по делу N А32-4470/2017 (судья Лесных А.В.)
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371)
к индивидуальному предпринимателю Абрамян Наталье Михайловне (ИНН 230211922915, ОГРНИП 313231119700040)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Абрамян Наталье Михайловне (далее - предприниматель) о взыскании 183 100 рублей субсидии.
Решением суда от 13.06.2017 заявленные департаментом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2017 указанное решение суда отменено. В удовлетворении заявленных департаментом требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Отменяя постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции указал, что департаментом заявлялись доводы о том, что документация, перечисленная в вышеприведенном пункте 1.1 Приказа N 167, не предоставлена в департамент в полном объеме до настоящего времени. Имеющиеся у департамента документы представлялись ответчиком в ином пакете (ином составе и объеме). Кроме того, департаментом заявлены доводы о том, что в суд апелляционной инстанции документы предоставлены лишь частично, то есть не в полном объеме, поэтому не подтверждаются факты отсутствия нарушений при исполнении договора финансовой аренды (лизинга) и подтверждения перехода права собственности на предмет лизинга. Указанным доводам контролирующего органа судом апелляционной инстанции надлежащая правовая оценка не дана. Сверка предоставленных предпринимателем в суд апелляционной инстанции документов предметно по каждой позиции исчерпывающего перечня, предусмотренного законодательством Краснодарского края, не производилась. Исходя из этого, вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленные в суд апелляционной инстанции документы в полном объеме подтверждают соблюдение предпринимателем механизма реализации субсидии является недостаточно обоснованным.
Указания кассационного суда обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.
В связи с нахождением судьи Ереминой О.А. в отпуске в составе суда на основании определения суда от 01.03.2018 произведена замена судьи Ереминой О.А. на судью Баранову Ю.И.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в материалы дела поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, содержащие ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика представил письменные объяснения своей правовой позиции, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 12 марта 2018 года до 14 час. 35 мин. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 уполномоченным органом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В сентябре 2014 года ответчик обратился в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), и предоставил документы по договорам финансовой аренды (лизинга):
1. от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 3 840 300 руб.
2. от 22.05.2014 N Р14-15217-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 4 281 368 руб.
23.12.2014 между истцом и ответчиком был заключен договор N 46/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 367 554 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 390694 от 29.12.2014).
Согласно пункту 4.2 договора субсидирования, ответчик принял на себя обязательство по предоставлению отчетной документации, аналогичной установленной пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167.
Согласно пункту 3.5 представленного ответчиком договора финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, заключенного с ОАО "ВЭБ-лизинг", срок действия договора устанавливается с даты подписания договора до наступления четырнадцатого календарного дня после даты оплаты выкупной цены, указанной в графике платежей (дата выкупной цены 01.10.2016, пункт 3.2 указанного договора).
Как следует из искового заявления, в нарушение своих обязательств, установленных пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования, пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, пунктом 4.2 договора субсидирования, ответчик по истечении 30 дней с момента перехода права собственности и по настоящее время отчетность, подтверждающую переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, в Уполномоченный орган не предоставил.
Часть суммы субсидии, выплаченной на основании договора финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, составила 183 100 руб., что подтверждается расчетом по договору субсидирования суммы субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Истец направил ответчику уведомление от 13.12.2016 N 333-6990/16-02-03, в котором указал о необходимости вернуть часть субсидии в размере 183 100 руб. в краевой бюджет в связи с не представлением отчетной документации об исполнении договора лизинга.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Приказ N 167) и от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственная программа Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 Приказа N 167, предоставляется субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 Приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края", Уполномоченный орган организует разработку и реализацию государственных программ Краснодарского края по развитию малого и среднего предпринимательства.
В период с 01.01.2014 по 31.12.2015 Уполномоченным органом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Как видно из материалов дела, в сентябре 2014 года ответчик обратился в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), и предоставил документы по договорам финансовой аренды (лизинга):
1. от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 3 840 300 руб.
2. от 22.05.2014 N Р14-15217-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 4 281 368 руб.
Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
Истец и ответчик заключили договор от 23.12.2014 N 46/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 367 554 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 390694 от 29.12.2014).
Согласно пункту 3.5 договора финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, заключенного с ОАО "ВЭБ-лизинг", срок действия договора устанавливается с даты подписания договора до наступления четырнадцатого календарного дня после даты оплаты выкупной цены, указанной в графике платежей (дата выкупной цены 01.10.2016, пункт 3.2 указанного договора).
Суд первой инстанции указал, что в нарушение своих обязательств, установленных пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования, пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, пунктом 4.2 договора субсидирования, ответчик по истечении 30 дней с момента перехода права собственности и по настоящее время отчетность, подтверждающую переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, в контролирующий орган не предоставил.
Общий размер субсидии составил 367 554 руб.
Часть суммы субсидии, выплаченной на основании договора финансовой аренды (лизинга) от 24.09.2013 N Р13-24301-ДЛ, составила 183 100 руб., что подтверждается расчетом по договору субсидирования суммы субсидии на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Истец направил ответчику уведомление от 13.12.2016 N 333-6990/16-02-03, в котором указал о необходимости вернуть часть субсидии в размере 183 100 руб. в краевой бюджет в связи с непредставлением отчетности.
Ответчик нарушил сроки предоставления отчетной документации в связи с чем, суд первой инстанции признал исковые требования о возврате суммы субсидии в размере 183 100 руб. правомерными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, при условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования суммы субсидии.
Суд апелляционной инстанции установил, что полученные предпринимателем денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.
Непредставление предпринимателем отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453).
Такие обстоятельства судом апелляционной инстанции не установлены.
В суд апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении дела представлены доказательства целевого использования денежных средств: паспорт транспортного средства на автомобиль КАМАЗ 5308/SCS333, регистрационный номер Х 149 НА 123, чеки-ордера на оплату лизинговых платежей от 19.01.2017 на сумму 89000 руб., от 20.07.2017 на сумму 147500 руб., от 31.08.2017 на сумму 48500 руб., договор купли-продажи N Р13-24301-ДКП, спецификация к договору купли-продажи, акт приемки-передачи к договору купли-продажи, дополнительное соглашение к договору лизинга, дополнительное соглашение к договору купли-продажи, и сопроводительное письмо от 08.09.2017 о вручении указанных документов нарочно Департаменту с отметкой от 08.09.2017.
При новом рассмотрении дела, исполняя указания кассационной инстанции, по определению апелляционной коллегии, назначена совместная сверка отчетности, предпринимателем в полном объеме представлены отчетные сведения, подтверждающие целевое получение и использование субсидии.
Так, сопроводительным письмом от 18.01.2018 (л.д. 46, т.2) в адрес департамента в полном объеме представлены следующие отчетные документы:
-анкета получателя поддержки за отчетный 2016 год;
-письмо ответчика, заверенное АО "ВЭБ-Лизинг" о том, что в 2016-2017 годах договор лизинга от 24.09.2013 N Р13-24301 не расторгался и не менялись условия о сроке действия лизинга и о переходе права собственности на объект лизинга к ответчику;
-выписка из ЕГРИП от 28.12.2017 в отношении ответчика;
-копия акта о переходе права собственности на предмет лизинга к ответчику по договору N Р13-24301-БУ купли-продажи от 18.12.2017;
-копия договора N Р13-24301-БУ купли-продажи от 18.12.2017;
-копия паспорта транспортного средства N 16 НН 262632;
-копия свидетельства о регистрации ТС 23 10 N 798779.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что средства бюджета Краснодарского края в виде субсидии предприниматель получил правомерно, которую использовал по целевому назначению - на компенсацию части расходов, связанных с уплатой взноса при заключении договоров лизинга; своевременное непредставление предпринимателем в установленный договором субсидирования срок отчетности, подтверждающей переход права собственности на предмет лизинга, в данном случае не является основанием для возврата выданной предпринимателю субсидии.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного департаментом требования.
Требования департамента о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку (механизму) их последующей реализации, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии как заявлено в иске.
По мнению апелляционного суда, материалами дела подтверждается, что условия выдачи и цель предоставления субсидии успешно и правомерно достигнута, вынужденное сложным материальным положением предпринимателя превышение срока выкупа (более четырех лет) предмета лизинга также не может влечь обязанность последнего возвратить субсидию, так как будет прямо противоречит самому смыслу такой поддержки малого бизнеса, изложенному в подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 год" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" и не будет способствовать развитию системы стабильной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, формированию и продвижению экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954 и от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238.
Также имеется актуальная судебная практика кассационного суда округа начала 2018 года с аналогичными выводами, приведенная в Постановлениях АС СКО от 26 февраля 2018 г. по делу N А32-33220/2017, от 05 февраля 2018 г. по делу N А32-4827/2017, от 23 января 2018 г. по делу N А32-27926/2017.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 июня 2017 года по делу N А32-4470/2017 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) в пользу индивидуального предпринимателя Абрамян Натальи Михайловны (ИНН 230211922915, ОГРНИП 313231119700040) в возмещение расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4470/2017
Истец: Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Абрамян Н М, ИП Абрамян Наталья Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-724/19
03.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18898/18
28.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3413/18
14.03.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-154/18
22.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10111/17
16.09.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11611/17
13.06.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4470/17