г. Пермь |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А60-35610/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Романова В. А.,
судей Васевой Е.Е.,
Мармазовой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Машкиным В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу заявителя ООО "Оптснабстрой"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2017 года, принятое судьей Павловой Е.А. по делу N А60-35610/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптснабстрой" (ОГРН 1116625003220, ИНН 6625036132)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)
третьи лица без самостоятельных требований в отношении предмета спора: Управление ФНС России по Свердловской области, Маткин Алексей Евгеньевич, Дружинина Елена Александровна, Бычкова Нина Васильевна, Валимова Надежда Владимировна
(лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации на Интернет-сайте суда),
установил:
Маткин Алексей Евгеньевич от имени ООО "ОптСнабСтрой" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция, заинтересованное лицо), в котором просит суд признать незаконным действия Инспекции по принятию решения о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: о назначении директором ООО "ОптСнабСтрой" Валимовой Надежды Владимировны.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований в отношении предмета спора, судом первой инстанции в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Валимова Надежда Владимировна, Управление ФНС России по Свердловской области, Маткин Алексей Евгеньевич, Дружинина Елена Александровна, Бычкова Нина Васильевна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2017 (судья Павлова Е.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Маткин А.Е. от имени ООО "Оптснабстрой" обжаловал решение от 06.12.2017 в апелляционном порядке, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований о признании действий Инспекции по принятию решения о государственной регистрации недействительными.
Свои требования заявитель апелляционной жалобы мотивирует тем, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, в нарушение положений пп. Л п. 1 и п.5 ст.5, п. 1.2, 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации при нарушении заявителем порядка подачи такого заявления.
Инспекция ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителей, указанное заявление судом рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ и удовлетворено.
Инспекция и Управление ФНС России по Свердловской области в письменных отзывах считают апелляционную жалобу необоснованной, просят в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в порядке ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган 05.05.2017 от Валимовой Надежды Владимировны поступил комплект документов, предусмотренный п. 2 ст. 17 Закона о регистрации (заявление по форме Р14001 и решение о внесение изменений), для регистрации изменения сведений в отношении ООО "Оптснабстрой", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи прекращением полномочий руководителя юридического лица Маткина А.Е. и возложение данных полномочий на Валимову Г.В. Указанное документы поступили по каналам связи, о чем с учетом сведений, содержащихся в заявке с документами, поданными в электронном виде, сформирована расписка.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов, Инспекцией принято решение от 16.05.2017 о государственной регистрации изменений, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 2176658789052).
Заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд, полагая, что указанные изменения сведений о юридическом лице внесены лицом, не имеющим право на такое изменение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что оспариваемое решение о государственной регистрации от 16.05.2017 N 28071А принято правомерно, поскольку представленные документы на государственную регистрацию соответствовали нормам действующего законодательства, оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, у регистрирующего органа не имелось.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом о государственной регистрации.
Из положений Закона о государственной регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются ГК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Согласно положениям ч. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в таком заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Также регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и осуществляет государственную регистрацию без проверки на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации формы представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в представленных документах сведений (п. 4, 4.1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с положениями п. 1.2 Закона о государственной регистрации необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
При этом свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (абз. 5 указанного пункта).
Отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Положениями ст. 14 Закона об электронной подписи предусмотрено создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона об электронной подписи в сертификат ключа подписи, в том числе включаются сведения о владельце сертификата - фамилия, имя и отчество (если имеется) - для физических лиц и наименование и место нахождения - для юридических лиц или иную информацию, позволяющую идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.
Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица содержит указание на физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Таким образом, если заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица.
Поскольку заявление о государственной регистрации подано физическим лицом, на момент подачи не являющегося руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, для государственной регистрации достаточно было наличия заявления, поданного в электронном виде, подписанного усиленной квалифицированной подписью физического лица.
Оснований для отказа в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, предусмотренных положениями п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.
На основании изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2017, предусмотренных ст. 270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2017 года по делу N А60-35610/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.А. Романов |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.