г. Владивосток |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А59-4014/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2",
апелляционное производство N 05АП-9235/2017
на решение от 01.11.2017
судьи С.И. Ким
по делу N А59-4014/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, ИНН 6500000024)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2" (ИНН 6501253807, ОГРН 1136501001449)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-2" (ИНН 6501160937, ОГРН 1056500663603), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501149676, ОГРН 1046500626589), публичное акционерное общество "ВымпелКом", акционерное общество "Востоктелеком", закрытое акционерное общество "Ультраком", общество с ограниченной ответственностью "ВосходТелеком", общество с ограниченной ответственностью "ДальСатКом", общество с ограниченной ответственностью "С.Сетевая связь", общество с ограниченной ответственностью "Сайт", общество с ограниченной ответственностью "СолнцеТелеком", общество с ограниченной ответственностью "Хуавэй Технолоджис Сервисез", общество с ограниченной ответственностью "Престиж-Интернет", Сахалинские спутниковые системы - индивидуальный предприниматель Маклаков Д.Е.,
о взыскании 397 496 рублей 76 копеек,
при участии: извещённые надлежащим образом лица, участвующие в деле, в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - истец, ПАО "Сахалинэнерго") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление-2" (далее - ответчик, ООО "ЖЭУ-2") о взыскании 397 496 рублей 76 копеек за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды сверх нормативов в период с февраля по июнь 2016 года.
Решением арбитражного суда от 01.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой указал, что часть электроэнергии на сумму 15 334 рубля 70 копеек израсходована на работу домофонов, шлагбаумов и видеокамер, которые не входят в состав общего имущества многоквартирного дома и расходы на них не подлежат отнесению на управляющую организацию даже при сверхнормативном потреблении. Ссылается на то, что договорами управления многоквартирными домами не предусмотрено обслуживание управляющей организацией домофонов и шлагбаумов, установленных в данных домах, решения о включении данных устройств в состав обслуживаемого общего имущества собственниками помещений в домах не принимались.
От истца и третьих лиц в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с февраля по июнь 2016 года в управлении ООО "ЖЭУ-2" находились многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Южно-Сахалинск, Сахалинской области, по адресам: ул. Дзержинского, 120; пр. Победы, 53, 55-в, 55, 60, 61-а, 61, 62, 65-а, 66-а, 67-а; ул. Пограничная, 48-а, 50-а, (50-а), 52; ул. Поповича, 51, 53, 55; ул. Чехов, 103; пр. Мира, 176, 178, 180, 182, 186-а, 186-б, 186, 188, 190, 192-а, 192, (192).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "ЖЭУ-2" является управление эксплуатацией жилищного фонда.
В указанный выше период в управляемые ответчиком многоквартирные дома истец поставил электроэнергию в объёме, превышающем норматив, установленный Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Сахалинской области N 13 от 29.04.2013, на общую сумму 397 496 рублей 76 копеек (с учётом уточнений).
Истец направлял ответчику досудебную претензию от 25.07.2016, которая получена последним 27.07.2016 и оставлена без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата за энергию, поставляемую в целях обеспечения коммунальными услугами в многоквартирные жилые дома, осуществляется с учётом положений жилищного законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком дома.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Обязанность ООО "ЖЭУ-2" как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договор и предоставлять соответствующие услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предусмотрена пунктом 13 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖЭУ-2" в отсутствие договора с ПАО "Сахалинэнерго" приобретало у последнего электрическую энергию для её поставки в управляемые ООО "ЖЭУ-2" многоквартирные жилые дома. При этом само по себе отсутствие у управляющей организации договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды.
Правовое регулирование вопросов предоставления коммунальных услуг, порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг и расчёта оплаты за коммунальные услуги осуществляется Правилами N 354 и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 от 23.05.2006 (далее - Правила N 306).
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
В силу абзацев второго и третьего пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Иное допускается в случае принятия общим собранием собственников решения о распределении обозначенного превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома.
Если указанное решение не принято, объём коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Следовательно, между собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме распределяется только тот объем потреблённого для общедомовых нужд коммунального ресурса, который находится в пределах установленных нормативов.
В случае, если реальное потребление превышает норматив, разница между фактически потребленной электроэнергией и нормативом подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).
Таким образом, ответчик как исполнитель коммунальных услуг в отношении владельцев помещений в многоквартирных домах обязан оплачивать стоимость поставленной электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды сверх установленных нормативов.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитал правомерным требование истца о взыскании с ответчика как исполнителя коммунальных услуг стоимости сверхнормативно потреблённой электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды.
При этом спорный объём электрической энергии верно определён как разница между общим объёмом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды (по показаниям приборов учета), и объёмом электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в пределах установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды.
Расчёт суммы долга судом проверен и признан обоснованным и арифметически верным, ответчиком с соблюдением положений статьи 65 АПК РФ не опровергнут.
Доводы апеллянта об ошибочности расчёта идентичны доводам ответчика, получившим надлежащую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно отклонённым ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учётом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В пункте 27 Приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, это - межквартирные лестничные клетки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа). Площадь данных помещений устанавливается согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома.
Правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе - ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 15.06.2016 N 10, при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, учтена общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации включает площадь помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Ввиду того, что Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 15.06.2016 N 10 отдельно не установлен тариф на многоквартирные жилые дома, оборудованные домофонами и шлагбаумами, определение платы за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды должно производиться исходя из установленных Приказом показателей (площади мест общего пользования, указанных в Приказе).
Соответствующие разъяснения, аналогичные вышеизложенному, даны в письме Министерства регионального развития РФ от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и нормы права, у суда не имелось основания для исключения объёма энергии, потреблённого для работы домофонов и шлагбаумов, установленных в многоквартирных домах, из общего объёма сверхнормативно потреблённой на общедомовые нужды электроэнергии.
Таким образом, исковые требования являются законными и обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении с иском верно распределены судом первой инстанции, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.11.2017 по делу N А59-4014/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.