г. Москва |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А41-84159/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коротковой Е.Н., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от товарищества собственников жилья "Содружество": Волков В.Г. по доверенности N 1 от 15.11.17,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Содружество" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу N А41-84159/17, принятое судьей Фаньян Ю.А., по иску товарищества собственников жилья "Содружество" к муниципальному унитарному предприятию Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Энергетик" о понуждении изменить условия договора,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Содружество" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Павлово-Посадского муниципального района Московской области (МУП) "Энергетик" о понуждении изменить пункт 3.2. договора N 216 от 17.03.14 по отпуску тепловой энергии и горячей воды: раздел: "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу, устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N 406... далее по тексту" - исключить. Изложить данный раздел в следующей редакции: "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", взыскании расходов по госпошлине (л.д. 2-7).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований было отказано (л.д. 56-59).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ "Содружество" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 61-64).
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.03.14 между МУП "Энергетик" (Ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Содружество" (Исполнитель) был заключен договор N 216 по отпуску тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого Ресурсоснабжающая организация обязалась передавать в сети и (или) внутренние системы Исполнителя тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а Исполнитель обязался их принимать и передавать по своим сетям Потребителям - собственникам помещений многоквартирного дома N 72 по ул. Володарского (л.д. 10-17).
Согласно пункту 3.2. указанного договора оплата по договору осуществляется Исполнителем следующим образом:
- За тепловую энергию Абонент оплачивает Теплоснабжающей организации: по тарифу, утвержденному Распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО N 152 Р от 20.12.13 (Приложение N 1 п. 140):
01.01.14 - 30.06.14 - 1 876,10 руб./Гкал
01.07.14 - 31.12.14 - 1 899,70 руб./Гкал
- За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу, устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.13.
Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), утвержденный Распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО N 151-Р от 20.12.13 (Приложение N 3 п. 10) составляет:
01.01.14 - 30.06.14
тепловая энергия на горячее водоснабжение - 1 876,10 руб./Гкал;
компонент холодной воды для горячего водоснабжения - 20,46 руб./м3;
01.07.14 - 31.12.14
тепловая энергия на горячее водоснабжение - 1 899,70 руб./Гкал;
компонент холодной воды для горячего водоснабжения - 21,43 руб./м3;
- За стоки горячей воды - по тарифу, утвержденному Распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО N 145-Р от 13.12.13 (п. 63):
01.01.14 - 30.06.14 - 17,67 руб./м3;
01.07.14 - 31.12.14 - 18,50 руб./м3.
НДС в тарифах не учтен и взимается дополнительно. Изменение тарифов производится Теплоснабжающей организацией и вводится без согласия Абонента. Новые тарифы доводятся до Абонента платежными документами.
Письмом N 47 от 20.09.17 ТСЖ "Содружество" предложило МУП "Энергетик" внести с 01.10.17 следующие изменения в пункт 3.2. договора N 216 от 17.03.14: раздел "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу, устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N406"....далее по тексту - исключить. Изложить данный раздел в следующей редакции: "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу в соответствии Постановлений Правительства РФ от 28.03.2012 г. N253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (л.д. 22).
Поскольку МУП "Энергетик" отказалось вносить соответствующие изменения в договор (л.д. 23), ТСЖ "Содружество" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что при использовании закрытой системы горячего водоснабжения подлежит применению порядок расчетов по двухкомпонентному тарифу, включающему в себя компонент на холодную воду (куб.м.) и компонент на тепловую энергию (Гкал).
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как указывалось выше, письмом N 47 от 20.09.17 ТСЖ "Содружество" предложило МУП "Энергетик" внести с 01.10.17 следующие изменения в пункт 3.2. договора N 216 от 17.03.14: раздел "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу, устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N406"....далее по тексту - исключить. Изложить данный раздел в следующей редакции: "За горячую воду - по двухкомпонентному тарифу в соответствии Постановлений Правительства РФ от 28.03.2012 г. N253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (л.д. 22).
Следовательно, разногласия между сторонами возникли по поводу порядка учета потребленного ресурса.
Указывая на необходимость внесения изменений в договор N 216 от 17.03.14, ТСЖ "Содружество" ссылается на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11 (Правила N 354).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу указанной нормы права, вносимые в договор изменения также должны соответствовать действующему в этот момент законодательству.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.10 "О теплоснабжении" и пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.12, закреплено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Определение договорного объема теплоносителя, поставляемого теплоснабжающей организацией, а также объема тепловых потерь тепловой энергии и теплоносителя является существенным условием договора теплоснабжения в соответствии с пунктом 21 Правил организации теплоснабжения.
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Лица, выполняющие функции по управлению многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК) приобретают у теплоснабжающей организации на основании договора теплоснабжения тепловую энергию и теплоноситель для предоставления коммунальных услуг гражданам.
Определенный в договоре порядок учета объема потребленного ресурса не противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьями 13, 15, 15.1. Федерального закона "О теплоснабжении" правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются договорами теплоснабжения и поставки горячей воды, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (статьи 4, 5 ЖК РФ).
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11 (Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками способа управления через товарищество собственников жилья, последнее несёт ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должен заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальных услуг.
ТСЖ "Содружество" как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает её заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. 2.8,9, п.п. "а", "б" п.31, п.п. "а" п. 32 Правил N 354).
ТСЖ "Содружество" является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязано заключить договор ресурсоснабжения для нужд находящегося в его управлении многоквартирного жилого дома (п. 12 ст. 161 ЖК РФ, п. 31 (б) Правил N 354).
Из пункта 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.12 (Правила N 124), следует, что указанные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, в том числе договоров теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В рассматриваемом споре МУП "Энергетик", как теплоснабжающая организация, и ТСЖ "Содружество", как исполнитель коммунальных услуг, находятся в правоотношениях по подаче тепловой энергии и теплоносителя, которые регулируются как общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными нормами.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом положений Федерального закона "О теплоснабжении", Правил N 124 и Правил N 354.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения в частности являются:
а) предмет договора (вид коммунального ресурса);
г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В своём исковом заявлении ТСЖ "Содружество" указывает, что для предоставления коммунальной услуги "горячая вода", истец (как организация, управляющая многоквартирным жилым домом) должен приобретать коммунальный ресурс "горячая вода", а не тепловую энергию и теплоноситель, поскольку в многоквартирных домах осуществляется ее прямой отбор из централизованной системы, а МУП "Энергетик" (как теплоснабжающая организация) обязано такой необходимый ресурс поставлять.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства N 307 от 23.05.06 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Правилах N 354.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу пункта 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.11 "О водоснабжении и водоотведении" тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 9 статьи 32 Закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 13.05.13 (Основы ценообразования), органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
При этом значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду, значение компонента на тепловую энергию - исходя из тарифа на тепловую энергию (п.п. 90, 92 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 21-23 Правил горячего водоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 642 от 29.07.13 оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования.
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.
При этом оплата абонентами полученной горячей воды осуществляется в отношении фактически потребленных за расчетный период воды и тепловой энергии в составе горячей воды в установленные сроки на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами 47-48 Постановления Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.08 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы па горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Для Московской области уполномоченным органом по государственному регулированию тарифов на теплоснабжение и водоснабжение является Комитет по ценам и тарифам Московской области в соответствии с Положением о комитете, утвержденным постановлением Правительства Московской области N 1321/46 от 01.11.11.
По условиям договора N 216 от 17.03.14 при определении стоимости потребленной тепловой энергии и горячей воды применяются двухкомпонентные тарифы, установленные Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Таким образом, поскольку в точках поставки тепловой энергии установлены приборы учета, позволяющие определить объем поставленного коммунального ресурса на горячее водоснабжение исходя из двух компонентов: на воду в кубических метрах и на тепловую энергию в гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды), а с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области введен в действие днухкомпонептный тариф на горячее водоснабжение, следует сделать вывод о том, что применение такого тарифа при расчетах за коммунальные ресурсы - горячее водоснабжение с ТСЖ "Содружество" является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при использовании закрытой системы горячего водоснабжения подлежит применению порядок расчетов по двухкомпонептному тарифу, включающему в себя компонент на холодную воду (м3), и компонент на тепловую энергию (Гкал).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально неподтвержденные и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу N А41-84159/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.