г. Саратов |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А12-31342/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 12.03.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.03.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дорошенко Тамары Дмитриевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 ноября 2017 года по делу N А12-31342/2017 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Тамары Дмитриевны (ИНН 344400824275, ОГРНИП 309344429900048, г. Волгоград)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, г. Волгоград), Администрации Красноармейского района Волгограда (ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290, г. Волгоград)
заинтересованное лицо: Комитет экономического развития администрации Волгограда (ИНН 5190932819, ОГРН 1115190008691, г. Волгоград),
о признании незаконным бездействия.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дорошенко Тамара Дмитриевна (далее - ИП Дорошенко Т.Д., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда, выразившееся в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением администрации от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", принадлежащих ИП Дорошенко Т.Д. нестационарных торговых объектов: павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющего номер места 1.607 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы; павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющего номер места 1.608 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы; об обязании Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ИП Дорошенко Т.Д. путем включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы принадлежащих ИП Дорошенко Т.Д. нестационарных торговых объектов: павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющего номер места 1.607 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы; павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющего номер места 1.608 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 ноября 2017 года в удовлетворении требований ИП Дорошенко Т.Д. отказано.
Предприниматель не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.02.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП Дорошенко Т.Д. и Администрацией Волгограда заключен договор от 28.04.2012 N 10466 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:080075:50, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, для размещения комплекса временных мобильных некапитальных объектов торговли с элементами благоустройства. Срок действия указанного договора с 11.04.2012 до 11.03.2013 (т. 1 л.д. 59-68).
На данном земельном участке расположены два нестационарных торговых объекта - павильоны, имеющие номера мест 1.607 и 1.608 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
Протоколом заседания межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда N 1 -2017 от 18.01.2017 - 19.01.2017 спорные места размещения нестационарных торговых объектов не включены в Схему по причине несоответствия требованиям действующего законодательства, что подтверждается письмами Комитета экономического развития администрации Волгограда от 08.09.2017 N 885, Администрации Красноармейского района Волгограда от 18.09.2017 N 5070и.
ИП Дорошенко Т.Д., считая незаконным не включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы павильонов, расположенных на земельном участке по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией Волгограда соблюден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренный Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД).
Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (п. 2.8).
Срок согласования проекта схемы составляет не более 14 календарных дней с даты поступления в каждый из органов (структурных подразделений). Согласование, отказ в согласовании проекта схемы, замечания (предложения) к проекту схемы оформляются письменно и направляются в уполномоченный орган. В случае наличия у согласующих органов (их структурных подразделений) возражений относительно мест размещения нестационарных торговых объектов они указываются в письменных замечаниях с обоснованием причин таких возражений.
Проект схемы и документы, указанные в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, рассматриваются на заседании комиссии в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в комиссию (пункт 2.12 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - комитетом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
Разделом 4 данного постановления предусмотрено, что Комитет экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему принимается в порядке и сроки, установленные приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему принимается межведомственной комиссией администрации Волгограда.
Пунктом 2.14 Приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" предусмотрено, что основанием для не включения места размещения нестационарного торгового объекта является несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства, наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправлении в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта: о комплексном благоустройстве земельного участка (дли киосков, павильонов, торговых галерей (в ред. приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17.03.2017 N 17-н).
Протоколом заседания межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда N 1 -2017 от 18.01.2017 - 19.01.2017 спорные места размещения нестационарных торговых объектов не включены в Схему по причине несоответствия требованиям действующего законодательства, что подтверждается письмами Комитета экономического развития администрации Волгограда от 08.09.2017 N 885, Администрации Красноармейского района Волгограда от 18.09.2017 N 5070и (т. 1 л.д. 74-75, 78).
В соответствии с приложениями к письмам Комитета экономического развития администрации Волгограда от 08.09.2017 N 885, Администрации Красноармейского района Волгограда от 18.09.2017 N 5070 и, места размещения нестационарных торговых объектов, расположенные по адресу: пр. Героев Сталинграда, 50 "Д", места N 1.607, 1.608 не соответствуют требованиям законодательства, а именно п. 6.2., 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст (размещение на тепловой сети 2 ГО 100).
В соответствии с пунктом 6.2 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 303-КГ15-8879, в соответствии с которым наличие в границах размещения нестационарного торгового объекта охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Также место размещения нестационарного торгового объекта N 1.608. в схеме, расположенное по адресу: ул. Героев Сталинграда, 50 "Д", не соответствуют СП 42.133330.2011 "СНиП 2.07.01-89*Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", местные нормативы градостроительного проектирования (не обеспечивается треугольник видимости), что подтверждается письмом комитета экономического развития администрации Волгограда от 08.09.2017 N 885.
Согласно п. 2.14 приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (ред. от 17.03.2017) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, а именно о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей).
Постановлением Администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда" определен перечень улиц, подлежащих комплексному благоустройству.
В соответствии с письмом Комитета экономического развития администрации Волгограда от 08.09.2017 исх. 885 места размещения нестационарных торговых объектов, находящиеся по адресу: ул. Героев Сталинграда, 50 "Д", расположены на улице, подлежащей комплексному благоустройству.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в апелляционном определении от 28.12.2016 г. N 4-АПГ16-43, размещение нестационарных торговых объектов с нарушением требований, установленных Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов, не допускается.
В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" размещение торговых киосков не допускается в помещении (на площади) автопавильона; торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (подпункты 3.10.7 и 3.16.1).
В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
Пунктом 3.10.3 стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса).
Пунктом 3.10.7 установлено, что не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
Пунктом 3.16.1 определено, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
В соответствии с актом обследования земельного участка от 16.11.2017 N 8/458-17-ДЗР представителями Администрации Красноармейского района Волгограда произведено обследование земельного участка по адресу: пр. Героев Сталинграда, 50 "Д", в ходе которого установлено, что на земельном участке по пр. Героев Сталинграда, 50 "Д", два торговых павильона с вывесками "Билайн", "Coffee in" расположены на остановочной площадке общественного транспорта "б-р им.Энгельса" (т. 3 л.д. 1).
Таким образом, в силу действующего законодательства, включение мест размещения нестационарных торговых объектов по адресу: ул. Героев Сталинграда, 50 "Д", невозможно.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что не включение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорных мест размещения нестационарных торговых объектов не является произвольным, обосновано несоответствием указанных мест размещения требованиям действующего законодательства.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы предпринимателя о том, что не включение торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2021 годы не соответствует положением части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
Судебная коллегия отмечает, что по смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом, частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорных мест размещения нестационарных торговых объектов не является произвольным, обосновано несоответствием указанных мест размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Администрацией Волгограда соблюден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренный Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
При этом, следует принять во внимание и то, что Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, по правовой природе Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда, выразившееся в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением администрации от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы", принадлежащих ИП Дорошенко Т.Д. нестационарных торговых объектов (павильонов), расположенных по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющих номер места 1.607 и 1.608 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы, являются ненадлежащим способом защиты.
Как следует из материалов дела, заявителем фактически оспаривается не включение Администрацией Волгограда в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 г.г., утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, торговых мест для размещения павильонов ИП Дорошенко Т.Д. по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д.
При этом, в направленном в суд заявлении заявитель указывает на способ восстановления нарушенного права и просит обязать Администрацию Красноармейского района Волгограда, Администрацию Волгограда включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы принадлежащие ИП Дорошенко Т.Д. нестационарные торговые объекты (павильоны), расположенные по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д, на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080075:50 и имеющие номера мест 1.607 и 1.608 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
Таким образом, в качестве восстановления нарушенного права исходя из заявленного предпринимателем требования может быть указано на обязание Администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, путем внесения в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 г.г. мест для размещения павильонов ИП Дорошенко Т.Д. по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д.
В связи с чем, способом восстановления нарушенного права является обязание Администрации Волгограда внести изменения в действующий нормативный правовой акт.
Однако, в настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, в установленном порядке заявителем не оспорена. Исходя из изложенного, требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Исходя из условий частей 1, 2, 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Обращение в арбитражный суд осуществляется в том числе в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание в резолютивной части судебного акта на определенный способ восстановления нарушенного права (в случае удовлетворения требований заявителя) направлено на достижение целей и задач арбитражного судопроизводства, то есть, прежде всего, на защиту пострадавшего лица.
Выбранный заявителем в данном случае способ судебной защиты не приводит к восстановлению нарушенного права, поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом и в установленном порядке заявителем не оспорена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы заявителя о неправомерном не включении Администрацией Волгограда, Администрацией Красноармейского района Волгограда, в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 г.г. мест для размещения павильонов ИП Дорошенко Т.Д. по адресу: г. Волгоград, пр-кт Героев Сталинграда, 50Д., в рамках настоящего дела арбитражным судом оценке не подлежат.
Таким образом, все доводы заявителя фактически сводятся к оспариванию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Дорошенко Тамары Дмитриевны не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 ноября 2017 года по делу N А12-31342/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31342/2017
Истец: Дорошенко Тамара Дмитриевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Комитет экономического развития администрации Волгограда