г. Пермь |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А71-17108/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
от 08 декабря 2017 года по делу N А71-17108/2017,
судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045, ОГРН 1051802206389)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (далее - заявитель, ОАО "Энергосбыт Плюс") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 20.09.2017 N 800 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2017, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 20.09.2017 N 800, вынесенное в отношении ОАО "Энергосбыт Плюс" признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку в выставленных потребителям платежных документах по коммунальной услуге "электроэнергия" отсутствовала информация об исполнителе и иная информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
ОАО "Энергосбыт Плюс" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении обращения потребителя Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике непосредственно выявлены нарушения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: неуказание ОАО "Энергосбыт Плюс" в платежных документах для оплаты за коммунальные услуги "электроэнергия", горячее водоснабжение, отопление за январь, февраль, март 2017 года, предъявленных потребителю по адресу: г.Ижевск, ул.Барышникова, 31а-11, лицевой счет 008773711, следующей информации:
номера банковского счета и банковские реквизиты, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителей в сети Интернет (исполнитель услуг по отоплению филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", по горячему водоснабжению исполнитель ООО "Удмуртские коммунальные системы";
показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;
указание недостоверной информации об основаниях перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение" (за январь в размере "-1,81 руб.", за март в размере "-4,80 руб.", "363,01 руб." указана информация "Расчет за предыдущие периоды. Качество услуги" без указания конкретного периода в днях, месяцах и т.д. и параметров качества; за январь в размере "635,31 руб." указана информация "Расчет за предыдущие периоды" без указания конкретного периода в днях, месяцах и т.д.)
В связи с чем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отношении ОАО "Энергосбыт Плюс" составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2017, и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 20.09.2017 N 800 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ОАО "Энергосбыт Плюс", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подп. "б"); общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подп. "е"); сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах (подп. "ж").
В п. 2 Правил N 354 определено, что "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что между ПАО "Т Плюс" (принципал) и ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (агент) заключен агентский договор N R099-FA052/01-020/0001-2016, в соответствии с которым агент ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обязуется за вознаграждение и по поручению принципала ПАО "Т Плюс" совершать от имени и за счет принципала юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы), связанные с осуществлением принципалом деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с перечнем действий, предусмотренным Приложением N 1 к договору. В соответствии с п. 3.5 Приложения N 1 в перечень услуг входят осуществление функций по коммерческому учету: сбор показаний приборов учета энергоресурсов, предоставленных покупателям (п. 3.5); занесение показаний приборов учета энергоресурсов в биллинговую базу данных (п. 3.12); начисление покупателям сумм оплаты за потребленные энергоресурсы (п. 4,2); формирование в биллиговой базе данных платежных документов, квитанций, связанных с исполнением принципалом договоров поставки (п. 4.5).; организация клиентского сервиса (п. 7).
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ОАО Энергосбыт Плюс" в платежных документах для оплаты за коммунальные услуги "электроэнергия", горячее водоснабжение, отопление за январь, февраль, март 2017 года, предъявленных потребителю по адресу: г.Ижевск, ул.Барышникова, 31а-11, лицевой счет 008773711, не указана следующая информация:
номера банковского счета и банковские реквизиты, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителей в сети Интернет (исполнитель услуг по отоплению филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", по ГВС исполнитель ООО "Удмуртские коммунальные системы";
показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг по электроснабжению, горячему водоснабжению, отоплению, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;
указание недостоверной информации об основаниях перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение" (за январь в размере "-1,81 руб.", за март в размере "-4,80 руб.", "363,01 руб." указана информация "Расчет за предыдущие периоды. Качество услуги" без указания конкретного периода в днях, месяцах и т.д. и параметров качества; за январь в размере "635,31 руб." указана информация "Расчет за предыдущие периоды" без указания конкретного периода в днях, месяцах и т.д.)
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку указанные выше обстоятельства не свидетельствуют об оказании ОАО Энергосбыт Плюс" услуг потребителям при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена действующим законодательством (в рассматриваемом случае административным органом не установлено, что ОАО Энергосбыт Плюс" оказывает спорные коммунальные услуги потребителям, а установлено, что ОАО Энергосбыт Плюс", оформляя платежные документы на оплату коммунальных услуг, оказывает услуги агента непосредственным исполнителям коммунальных услуг по отоплению филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", по горячему водоснабжению ООО "Удмуртские коммунальные системы").
Между тем нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе административного органа доводы относительно квалификации правонарушения отклонены судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, от 08 декабря 2017 года по делу N А71-17108/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.