г. Вологда |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А13-9966/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Меднова Тимура Валентиновича его представителя Крутова В.В. по доверенности от 19.02.2016, от администрации города Вологды представителя Завьяловой А.А. по доверенности от 05.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Меднова Тимура Валентиновича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 ноября 2017 года по делу N А13-9966/2017 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Меднов Тимур Валентинович (место нахождения: г. Вологда; ОГРНИП 304352535500315, ИНН 352500379648; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (место нахождения: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 25.05.2017 N 848 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:24:0201008 по Торговой пл., 2, площадью 265 кв. м, и о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, представленную с заявлением от 02.05.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата по Вологодской области" (далее - Кадастровая палата), Карсанов Эльбрус Магометович, Карсанова Римма Инусовна, общество с ограниченной ответственностью "Золотой ключик Торговля" (далее - ООО "Золотой ключик Торговля"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 ноября 2017 года в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по основаниям и доводам в ней изложенным.
Представитель Администрации доводы заявителя отклонил, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Управление Росреестра, Кадастровая палата заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением апелляционного суда от 06 марта 2018 года на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Зориной Ю.В. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Зайцеву А.Я.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве общей долевой собственности с размером доли, равным , принадлежит нежилое одноэтажное здание магазина с кадастровым номером 35:24:0201008:130, площадью 365,7 кв. м, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, пл. Торговая, д. 2. Собственником оставшейся
доли в праве общей долевой собственности на данный объект недвижимости является Карсанов Э.М.
Указанное здание расположено на трех земельных участках с кадастровыми номерами 35:24:0201008:263, 35:24:0201008:38, 35:24:0201008:51.
Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201008:263, площадью 1127 кв. м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - объекты инженерно-технического обеспечения районного и местного значения, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, просп. Победы, является ООО "Золотой ключик Торговля".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2009 серии 35-СК N 697600 земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201008:0038, общей площадью 367 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания здания магазина, находящийся по адресу: г. Вологда, пл. Торговая, принадлежит на праве общей долевой собственности Предпринимателю и Карсановой Р.М. с размером доли каждого, равным .
Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201008:51, общей площадью 285 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - объекты розничной торговли, расположенный по адресу: г. Вологда, пл. Торговая, д. 2, принадлежит на праве общей долевой собственности Предпринимателю и Карсанову Э.М., доля в праве каждого равна , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 35-АБ N 267657.
Предприниматель обратился в Департамент имущественных отношений Администрации с заявлением от 02.05.2017, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка с условным номером ЗУ1, расположенного по адресу: г. Вологда, Торговая пл., площадью 265 кв. м, с целью использования - для эксплуатации и обслуживания здания магазина - "объекты розничной торговли".
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации от 25.05.2017 N 848 Предпринимателю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании пункта 6 статьи 11.9, пункта 2, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с указанием на то, что схема расположения земельного участка подготовлена без учета местоположения здания с кадастровым номером 35:24:0201008:130 по Торговой пл., д. 2, являющегося неделимым объектом недвижимости.
Считая вышеуказанное распоряжение незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции признал требования заявителя неправомерными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта несоответствия оспариваемого распоряжения действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ. Указанный порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка и основания отказа в ее утверждении определены в статье 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как указано в подпункте 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений пункта 12 статьи 10.11 ЗК РФ приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования).
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка также является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
В статье 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам. Так, в силу пункта 4 названной статьи ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из изложенного следует, что формирование земельного участка под частью здания не соответствует приведенным выше требованиям действующего земельного законодательства.
В рассматриваемом случае судом установлено, что земельный участок ЗУ1, площадью 265 кв. м, который Предприниматель просит образовать для эксплуатации и обслуживания всего нежилого здания с кадастровым номером 35:24:0201008:130, фактически находится не под всем зданием, а лишь под его частью. Из схемы расположения объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 35:24:0201008:130 на земельных участках видно, что данное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 35:24:0201008:263, 35:24:0201008:38, 35:24:0201008:51, а также на спорном (несформированном) земельном участке.
При сопоставлении представленной заявителем схемы расположения земельного участка со схемой расположения здания на земельных участках судом установлено, что границы спорного земельного участка ЗУ1 пересекают границы здания. Как верно указал суд, образование земельного участка под частью спорного здания, которая не является самостоятельным объектом недвижимости, не обеспечивает возможность фактического использования земельного участка ЗУ1 для цели, указанной в заявлении Предпринимателя от 02.05.2017, а именно для эксплуатации и обслуживания всего здания магазина, и противоречит приведенным выше требованиям земельного законодательства.
Таким образом, ввиду доказанности наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, Администрация правомерно отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
В связи с этим требования Предпринимателя о признании незаконным распоряжения от 25.05.2017 N 848 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о возложении на ответчика обязанности по утверждению схемы обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ одним из способов образования земельных участков является перераспределение земельных участков или выделе из земельных участков.
Согласно части 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо -собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В данном случае, как верно указал суд, в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить, что заявитель обращался с заявлением о перераспределении земельных участков. Рассматриваемое заявление Предпринимателя от 02.05.2017 такого требования не содержит.
Вместе с тем Предприниматель не лишен права на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в установленном земельным законодательством порядке.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные Предпринимателем, не опровергают правомерность обжалуемого решения. Иное толкование апеллянтом норм земельного законодательства и иная правовая оценка обстоятельств спора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 ноября 2017 года по делу N А13-9966/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Меднова Тимура Валентиновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.