г. Томск |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А45-22760/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Павловой Ю.И.,
судей: Ждановой Л.И., Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косачёвой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лонгран логистик" (апелляционное производство N 07АП-578/2018) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 декабря 2017 года по делу N А45-22760/2017 (судья Полякова В.А.)
по иску Управления административно-технического контроля Администрации города Хабаровска (ОГРН 1162724090693, ИНН 2721228559, город Хабаровск, бульвар Уссурийский, дом 6)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лонгран логистик" (ОГРН 1125476080872, ИНН 5404461239, город Новосибирск, проспект Карла Маркса, 30/1, офис 431)
о взыскании вреда, причиненного транспортным средством дорогам города,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление административно-технического контроля Администрации города Хабаровска (далее по тексту - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лонгран логистик" (далее - общество, ответчик) 44 926 рублей вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов с превышением осевой нагрузки транспортного средства, дорогам города Хабаровска в период действовавших ограничений.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14 декабря 2017 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что как следует из материалов дела (акта взвешивания N 3 от 29.03.2017), транспортное средство общества не превысило общих пределов допустимых весовых параметров, установленных Правительством Российской Федерации. При этом водителем общества в момент составления административного протокола и акта взвешивания было сделано письменное заявление об отсутствии на пути его следования по дорогам города Хабаровска дорожных знаков "3.12", из которых он мог бы узнать о действующем ограничении, значительно снизившем пределы допустимых весовых параметров транспортного средства по сравнению с общими. В материалах дела не содержится доказательств установки соответствующих дорожных знаков, по пути следования транспортного средства ответчика по территории города Хабаровск на дату 29.03.2017, из которых водитель ответчика должен был и смог бы узнать о введенном ограничении.
Арбитражный суд первой инстанции установил факт ненадлежащего информирования о начале действия временного ограничения, выразившегося в указании на официальном сайте Администрации города Хабаровска сведений о начале действия ограничений с 31.03.2017 (в то время как акт о введении временного ограничения, установил их началом 27.03.2017). При этом суд посчитал это обстоятельство несущественным ввиду наличия сведений о корректном информировании в печатном издании - газете "Хабаровские вести", не приняв во внимание равнозначность этих источников информации.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражение на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.03.2017 автотранспортное средство марки ВОЛЬВО FH N HFR 4X2 государственный регистрационный знак С 450 МК 154, полуприцеп ШМИТЦ КАРГОБУЛЛ SKO 24 государственный регистрационный знак НО 7970 54 осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси автомобиля без специального разрешения.
Данное обстоятельство установлено сотрудником ГИБДД при проверке указанного автомобиля на весах ВА-15С-3 19504-00 N 1878/1892 и подтверждается актом от 29.03.2017, в котором зафиксировано нарушение предельно допустимых осевых нагрузок на первую, вторую, третью, четвертую и пятую оси транспортного средства (фактический показатель осевых нагрузок на первую ось составил 7 т при максимальном допустимом показателе на первую ось - 5, 25 т, на вторую ось - 9,03 т при максимальном допустимом показателе на вторую ось - 5, 25 т, на третью ось - 7, 26 т при максимальном допустимом показателе на третью ось - 5, 25 т, на четвертую ось - 7, 12 т при максимальном допустимом показателе на четвертую ось - 5,25 т, на пятую ось - 7, 82 т при максимальном допустимом показателе на пятую ось - 5, 25 т), а также протяженность маршрута по дорогам городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" 20 километров.
Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств серии 5410 номер 642702 и серии 5410 номер 642670 собственником транспортных средств марки ВОЛЬВО FH N HFR 4X2 государственный регистрационный знак С 450 МК 154, полуприцеп ШМИТЦ КАРГОБУЛЛ SKO 24 государственный регистрационный знак НО 7970 54 является ответчик.
Согласно расчету размер платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов с превышением осевой нагрузки транспортного средства по городу Хабаровску, составил 44 926 рублей.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности осуществления перевозки груза ответчиком с нарушением требований по допустимым нагрузкам в отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу, возмещается лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании изложенного для удовлетворения требования о возмещении вреда необходимо установление совокупности обстоятельств: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, а также размера причиненных убытков.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
Согласно пункту 2.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда), установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В пункте 6 Правил возмещения вреда приведена формула, по которой рассчитывается размер платы в счет возмещения вреда применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 67-пр утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в Хабаровском крае.
В соответствии с данным Порядком временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Акт о введении ограничения в отношении автомобильных дорог местного значения принимается органом местного самоуправления.
Актом о введении ограничения устанавливаются сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения по автомобильным дорогам; автомобильные дороги, на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения; предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, и (или) габаритные параметры транспортного средства.
В случае принятия решения о временных ограничениях органы местного самоуправления края, уполномоченные ими организации обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
О введении временных ограничений или прекращении движения уполномоченные органы обязаны не менее чем за 20 дней до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами.
Информация должна содержать сведения о причинах, сроках введения и действия временного ограничения или прекращения движения, о возможных маршрутах объезда, предельно допустимой общей массе и (или) нагрузке на ось, и (или) габаритных параметрах транспортного средства, установленных актом о введении ограничения.
Информирование осуществляется путем размещения сведений на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети интернет, в средствах массовой информации, а также на информационных щитах, установленных на административных границах районов, населенных пунктов или перед участками автомобильных дорог, на которых введены временные ограничения или прекращение движения.
Временные ограничения или прекращение движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах, вводятся в период с 25 марта по 25 июня и с 10 сентября по 20 октября в условиях переувлажнения конструктивных элементов автомобильной дороги. Временные ограничения или прекращение движения в данном случае осуществляется путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", предусмотренных Правилами дорожного движения. Предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства для проезда по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в весенний период устанавливается в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги с учетом результатов оценки технического состояния автомобильной дороги.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 "О введении временного ограничения движения транспортных средств в период снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" в весенне-летний период 2017 года" с 27 марта 2017 года по 05 мая 2017 года на территории городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Принадлежность транспортного средства ответчику подтверждена имеющимся в материалах дела свидетельством о регистрации транспортного средства.
Осуществление перевозки груза обществом с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в установленном законом порядке, подтверждены актом от 29 марта 2017 года.
Вина ответчика выражается в неполучении разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза. Размер вреда определен в соответствии с Правилами возмещения вреда.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств возмещения причиненного вреда в добровольном порядке, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд отмечает следующее.
В обоснование возражений относительно заявленных управлением требований ответчик и в суде первой инстанции указывал на отсутствие надлежащего информирования участников дорожного движения о вводимых ограничениях нагрузок на оси транспортного средства в весенне-летний период 2017 года и на отсутствие соответствующих знаков.
Судом первой инстанции установлено, что информация о вводимых в период с 27.03.2017 по 05.05.2017 постановлением Администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 "О введении временного ограничения движения транспортных средств в период снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" в весенне-летний период 2017 года" ограничениях была размещена на официальном сайте Администрации города Хабаровска в сети интернет, при этом действительно, на сайте указано о введении ограничений с 31.03.2017 по 05.05.2017.
Вместе с тем судом также установлено, что постановление Администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 было опубликовано 21.02.2017 в официальном печатном издании - газете "Хабаровские вести" N 26, то есть более чем за месяц до введения ограничений заинтересованные в осуществлении перевозок по дорогам города Хабаровска лица могли узнать о соответствующих ограничениях и периоде их действия.
Поскольку постановление Администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 опубликовано в официальном печатном издании - газете "Хабаровские вести" N 26 заблаговременно - 21.02.2017, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у общества, как профессионального участника грузоперевозок имелась возможность узнать о вводимых на дорогах города Хабаровска ограничениях и учесть их при осуществлении своей деятельности.
Суд первой инстанции также верно указал, что довод ответчика о том, что 29.03.2017 отсутствовали знаки (информационные щиты) при въезде на территорию города Хабаровска и по пути следования транспортного средства, из которых водитель смог бы узнать о введенном ограничении, кроме слов водителя другими относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами не подтвержден.
Более того, из протокола об административном правонарушении и акта статического взвешивания от 29.03.2017 следует, что водитель пояснил, что "об ограничении не знал, знаков не видел", что не является безусловным доказательством их отсутствия.
Между тем, из ответа управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска от 22.09.2017 N 10.6-7/4580 следует, что во исполнение постановления Администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 "О введении временного ограничения движения транспортных средств в период снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "ГОРОД ХАБАРОВСК" в весенне-летний период 2017 года" в соответствии со "Схемой расположения информационных щитов и дорожных знаков в период введения временных ограничений движения грузового транспорта по дорогам города", согласованной с отделом ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску, управлением административно-технического контроля администрации города Хабаровска и утвержденной первым заместителем мэра города по городскому хозяйству С.А. Чернышовым, муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска "НПЦОДД" обеспечена установка информационных щитов, содержащих сведения о причинах, сроках введения и действия временных ограничений движения, о возможных маршрутах объезда, допустимой нагрузке на ось и дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" в установленные сроки.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 декабря 2017 года по делу N А45-22760/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22760/2017
Истец: УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Ответчик: ООО "ЛОНГРАН ЛОГИСТИК"