город Омск |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А70-11514/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-610/2018) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2017 по делу N А70-11514/2017 (судья Бадрызлова М.М.),
принятое по заявлению Публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ИНН 7203000979, ОГРН 1047200671880)
о признании незаконным решения от 22.03.2017 N 12-6-20/55385,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Зацепина К.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности б/н от 27.09.2017 сроком действия один год);
от Публичного акционерного общества "Сбербанк России" - Хамитова А.С. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 8634/186-Д от 29.03.2017 сроком действия по 07.02.2020),
установил:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", заявитель, Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - ИФНС России по г. Тюмени N 3, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 22.03.2017 N 12-6-20/55385.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ПАО "Сбербанк России" требования в полном объеме, признав недействительным оспариваемое решение Инспекции и обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Сбербанк России" путем исключения из состава задолженности заявителя суммы штрафов, указанных в признанном недействительным решении, после вступления решения в законную силу. С ИФНС России по г. Тюмени N 3 в пользу ПАО "Сбербанк России" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Банка состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), поскольку истребованные Инспекцией документы не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента банка, в связи с чем у Банка отсутствовали основания по их предоставлению Инспекции.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России по г. Тюмени N 3 обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ПАО "Сбербанк России" требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ИФНС России по г. Тюмени N 3 указывает на то, что заявителем не исполнена обязанность, возложенная на него статьей 93.1 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным. Как указывает податель апелляционной жалобы, пределы оценки того, насколько документы (информация) касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, законом не определены. Они определяются налоговым органом, формирующим доказательственную базу в ходе налоговой проверки.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ПАО "Сбербанк России" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени N 3 - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поручения МИФНС России N 23 по Свердловской области от 30.12.2016 N 2185 ИФНС России по г. Тюмени N 3 на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) в адрес заявителя направлено требование N 12-6-36/105034 от 10.01.2017 о представлении документов (информации), в том числе договора банковского счета, карточки с образцами подписей, заявления на открытие счета ООО "Управляющая компания "Домовой" (ИНН 7203227257).
Заявитель, полагая, что требование не соответствует закону, в том числе запрошенные документы не связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика, не характеризуют деятельность налогоплательщика ООО "Полесовщик", оставил указанное требование без исполнения.
Налоговым органом в отношении Банка составлен акт N 12-6-20/80028 от 01.02.2017 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в котором Инспекцией сделан вывод о наличии в действиях Банка правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Общество на данный акт направило в Инспекцию возражения с указанием оснований несогласия с наличием в действиях Общества события вменяемого правонарушения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для принятия Инспекцией решения N 12-6-20/55385 от 22.03.2017 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа 20 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в Управление. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом было вынесено решение N 11-12/08887@, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 22.03.2017 N 12-6-20/55385 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ПАО "Сбербанк России", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.11.2017 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Статьей 93.1 НК РФ должностному лицу налогового органа предоставлено право в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ.
В силу пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 НК РФ.
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, налоговый орган направил в адрес ПАО "Сбербанк России" оспариваемое требование от 10.01.2017 N 12-6-36/105034 о предоставлении документов (информации), касающихся ООО "Управляющая компания "Домовой", контрагента проверяемого налогоплательщика ООО "Полесовщик".
Данное требование направлено заявителю вместе с копией поручения МИФНС России N 23 по Свердловской области от 30.12.2016 N 2185.
В обозначенном поручении указано наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации). Из поручения следует, что документы, касающиеся деятельности ООО "Управляющая компания "Домовой", запрошены в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Полесовщик".
Из содержания поручения и требования следует, что ООО "Управляющая компания "Домовой" является контрагентом ООО "Полесовщик".
Согласно оспариваемому требованию Инспекция запросила следующие документы: договор на открытие и ведение банковского счета, договор на обслуживание клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, паспорт гражданина, доверенности, сведения об IP-адресе, о МАС-адресе, карточка электронного ключа, сведения о телефонном номере, который использовался клиентом по осуществлению доступа к системе "Банк-Клиент", сведения о месте установки автоматизированного рабочего места "Клиент", карточка с образцами подписей и оттиска печати, сертификат ключа подписи за период с 01.07.2016 по 30.09.2016.
Необходимость в истребовании указанных сведений налоговый орган мотивирует проводимой в отношении ООО "Полесовщик" налоговой проверкой.
Принимая во внимание тот факт, что лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля (ООО "Полесовщик"), не являлось клиентом Банка, а сведения о необходимости представления которых указано в оспариваемом требовании не связаны с осуществляемой клиентами Банка и их контрагентами финансово-хозяйственной деятельностью, непредоставление ПАО "Сбербанк России" запрашиваемых сведений не противоречит действующему законодательству.
Из содержания оспариваемого требования невозможно установить, какое из предусмотренных статьей 93.1 НК РФ оснований имел в виду налоговый орган, запрашивая у Банка сведения, оформляемые его клиентами при заключении договора банковского счета.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговая проверка в отношении клиентов Банка не проводилась целью направленния оспариваемого требования, очевидно, являлось получение сведений о конкретной сделке.
В соответствии с частью 2 статьи 93.1 НК РФ, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Принимая во внимание характер запрашиваемых сведений (касающихся взаимоотношений банка с его клиентами) указанные выше сведения не могут содержать данных о конкретной сделке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции разделяет позицию суда первой инстанции, согласно которой Инспекцией не учтено, что документы, представляемые при заключении договора банковского счета, а также иные документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента-контрагента проверяемого налогоплательщика, как не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком и не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах непредставление Банком документов, поименованных в требовании, не может быть квалифицировано как противоречащее положениям статьи 93.1 НК РФ, а потому в действиях Банка отсутствует состав вмененного ему налогового правонарушения.
Изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций полностью основаны на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 18.10.2011 N 5355/11 по делу N А55-10502/2010.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что положениями статьи 93.1 НК РФ, которой руководствовался налоговый орган, не регламентирован перечень документов и информации, которые должностное лицо инспекции может запрашивать в рамках налоговой проверки, при этом именно налоговый орган определяет перечень документов, подлежащих истребованию, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий изложенным выше выводам судов первой и апелляционной инстанций.
Ссылка ИФНС России по г. Тюмени N 3 на пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из содержания которого, по мнению Инспекции, следует вывод, что Банк не в праве отказывать Инспекции в предоставлении документов (информации) по рассматриваемому требованию, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
В указанном выше пункте 7 дано разъяснение о том, что возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ
Таким образом, банки действительно относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, а налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном статьей 93.1 НК РФ порядке вправе истребовать такие документы, в том числе у банков как юридических лиц.
В рассматриваемом случае истребованные Инспекцией документы, как указывалось выше, не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента банка, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком, в связи с чем у Банка отсутствовали основания для их предоставления, что свидетельствует об отсутствии в действиях Банка состава вмененного налогового правонарушения.
В целом доводы апелляционной жалобы налогового органа повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Инспекции в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате налоговым органом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2017 по делу N А70-11514/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.