г. Томск |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А67-7295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Валл Т.Н. по доверенности от 25.12.2017 (до 31.12.2018)
от заинтересованного лица: Кин Я.А. по доверенности от 01.08.2017 (на один год)
от третьего лица: Емельянова С.А. по доверенности от 13.12.2017 (на один год), служебное удостоверение
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 12 января 2018 года по делу N А67-7295/2017 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.08.2017 N 80
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Прокуратура
г. Томска (г. Томск, ул. Белинского, 14)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления от 30.08.2017 N 80 о назначении административного наказания, по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 26.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура города Томска.
Решением от 18.01.2018 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления ООО "Томскводоканал" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Томскводоканал", в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; не применение закона, подлежащего применению нарушения принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, просит отменить решение суда.
Департамент, Прокуратура в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явился установленный Департаментом факт нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно отсутствие водоснабжения частично в Ленинском и Октябрьском районах г. Томска в период с 00:45 часов 05.07.2017 по 03:40 часов 06.07.2017, при этом выход на режим (нормативное водоснабжение) восстановлен к 04:45 часам 06.07.2017.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Целью установления административной ответственности по указанной статье является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, установив факт необеспечения ООО "Томскводоканал" требований непрерывности оказания услуг по холодному водоснабжению населения Ленинского и Октябрьского районов г. Томска, в период с 00-45 час. 05.07.2017 по 04-45 час. 06.07.2017 (более 24 часов), что повлекло нарушение прав граждан, поскольку длительность фактического перерыва холодного водоснабжения превысила допустимую продолжительность перерыва, предусмотренную Правилами N 354, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления ООО "Томскводоканал" работ в пределах допустимой продолжительности перерыва холодного водоснабжения, пришел к правомерному выводу о том, что ООО "Томскводоканал", являясь ресурсоснабжающей организацией и осуществляя деятельность в сфере холодного водоснабжения, в том числе, в отношении жилых домов Ленинского и Октябрьского районов г. Томска, не обеспечило бесперебойную, надежную и эффективную услугу холодного водоснабжения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей. 7.23 КоАП РФ.
Доводы ООО "Томскводоканал" об ошибочном применении судом закона по ана-
логии, не применение закона подлежащего применению, в частности ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", на отсутствие возможности производства работ в более короткие сроки, непредставление административным органом доказательств, свидетельствующих о возможности осуществлении работ в пределах допустимой продолжительности холодного водоснабжения, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что в рассматриваемом споре услуги по водоснабжению (подача холодной воды), оказывались граждан, следовательно, отношения сторон, как правомерно указал суд первой инстанции, подлежали регулированию Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N354).
Правила N 354 являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с Правилами N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (под. "а" пункта 33); предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению-круглосуточно в течение отопительного периода), т.е. бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354 (под. "в", "г", "д" пункта 3).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к режиму предоставления услуги по холодному водоснабжению - бесперебойное, круглосуточное в течение года; допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
В силу пунктов 2.10.1, 2.10.13, 2.10.21, 2.10.23 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, являющиеся обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм, утверждены Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 предусмотрено, что предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой, которая по своему качеству, должна отвечать требованиям стандартов.
Дополнительное профилактическое обслуживание проводится при разработке и реализации мероприятий по обеспечению бесперебойности водоснабжения и устранению "узких мест" в системе подачи и распределения воды, в том числе и по замене устаревших типов и конструкций арматуры, а также мероприятий по предотвращению загрязнения воды в процессе ее транспортирования по водоводам и линиям сети. Планы мероприятий разрабатываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства с привлечением, в необходимых случаях, специализированных организаций и представляются для утверждения в органы местного самоуправления. В качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение требований СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
При локализации аварии допускается прекращение подачи воды населению численностью до 1000 человек. В случае большей численности населения, обслуживаемого отключенными участками сети, а также при длительности ликвидации аварии более 24 часов должно быть организовано альтернативное (временное) водоснабжение.
В случае возникновения аварии на водопроводной сети ее ликвидация должна быть осуществлена в сроки, установленные СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". При этом под аварией на водопроводной сети понимается повреждение трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территорий.
Расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения установлено в пункте 11. 4 (таблица 25) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", при локализации аварии на водопроводной при численности жителей более 50 000 человек допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30 % расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток, перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут; согласно пункту 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. с изменением N 1" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25; для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.
Таким образом, проведение ООО "Томскводоканал" работ по подключению мкр.Ра-
донежский к водопроводной линии Д600мм ПЭ пер. Тихий -ул. Б. Подгорная в г.Томске в период с 00:45 часов 05.07.2017 до 04:45 часов 06.07.2017 (более 24 часов) превысило нормативно установленный предел и режим обеспечения водоснабжением, что свидетельствует о необеспечения ООО "Томскводоканал" требований непрерывности оказания услуг по холодному водоснабжению населению Ленинского и Октябрьского районов г. Томска, и повлекло нарушение прав граждан.
Отклоняя доводы Общества об установлении Программой мероприятий, утвержденной главным инженером ООО "Томскводоканал" Абасовым Р.А. иных сроков продолжительности работ, суд правомерно исходил из того, что Программа нормативным правовым актом не является, кроме того, фактический срок работ по подключению мкр. Радонежский к указанной водонапорной линии превысил и срок, установленный Программой мероприятий, каких-либо изменений в Программу после ее утверждения не вносилось.
Положения Федерального Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части статьи 21, регламентирующей порядок временного прекращения или ограничений водоснабжения, не могут толковаться как допускающие превышения сроков отключения у потребителей холодного водоснабжения, установленных Правилами N 354.
Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее обеспечение коммунальной услуги холодного водоснабжения.
Ссылаясь на нарушение судом презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не указывает, какие меры, зависящие от Общества, им были приняты для недопущения вмененного правонарушения в отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также, об отсутствии у Общества объективной возможности для их соблюдения.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован судом, с учетом имеющихся доказательств и критериев их относимости, допустимости и достоверности, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, вина Общества во вменяемом правонарушении признана доказанной.
Нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении Общества, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного штрафа соответ-
ствует санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда по настоящему делу и оценкой представленных доказательств.
Вместе с тем, все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства судом выявлены и исследованы, нормы права судом применены правильно к установленным обстоятельствам, выводы сделаны на основе надлежащей оценки всех материалов дела. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Томскводоканал" и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При обжаловании судебных актов по настоящему делу применяется порядок, предусмотренный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, пунктом 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18 января 2018 года по делу N А67-7295/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7295/2017
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Третье лицо: Прокуратура Томской области