г. Челябинск |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А47-6321/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2017 по делу N А47-6321/2017 (судья Калашникова А.В.).
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" (далее - истец, МУ МВД России "Оренбургское") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - ответчик, Министерство) об обязании передать долю в праве на земельный участок в федеральную собственность.
Определением суда от 12.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (л.д. 61-62).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2017 (резолютивная часть объявлена 20.12.2017) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано (л.д. 82-85).
С вынесенным решением не согласился истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ее податель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, имущество, используемое полицией и необходимое для обеспечения ее деятельности, находящееся в муниципальной собственности, передается в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации города Оренбурга от 29.12.1992 N 242-п, постановления Главы города Оренбурга от 02.10.2006 N 3145-п за отделом внутренних дел по Дзержинскому району муниципального образования город Оренбург 23.01.2009 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100, общей площадью 8 943 кв.м. по адресу объекта, относительно ориентира административного здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Брестская, N 3/1, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 56-56-01/257/2008-289 (л.д. 24).
Разрешенное использование земельного участка - для размещения административного здания отдела внутренних дел по Дзержинскому району муниципального образования город Оренбург.
Земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение административного здания, общая площадь 8 943 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир административное здание, почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Оренбург ул. Брестская, N 3/1 принадлежал на праве собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 12.07.2010 56-АБ 121541 (л.д. 27).
В связи с реорганизационными процедурами отдел внутренних дел по Дзержинскому району муниципального образования город Оренбург ликвидирован, право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращено.
23.07.2013 распоряжением N 272-р Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в собственность Оренбургской области безвозмездно передано недвижимое имущество, составляющее казну Российской Федерации - 25231/894300 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100 (л.д. 65).
21.08.2013 подписан акт приема передачи (л.д. 66).
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним часть участка с кадастровым номером 56:44:0114002:100 в размере доли 25231/894300 15.01.2014 зарегистрирована в общую долевую собственность Оренбургской области, в размере доли 869069/894300 12.07.2010 зарегистрирована в общую долевую собственность Российской Федерации (л.д. 25).
11.10.2016 истец обращался в Министерство с заявлением N 20/246649 о передаче доли земельного участка с кадастровым номером 56:44:0114002:100 в федеральную собственность (л.д. 15-16).
18.11.2016 Министерство отказало межмуниципальному управлению МУ МВД России "Оренбургское" в передаче доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100, указав на то обстоятельство, что доля в размере 25231/894300 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100, являющийся государственной собственностью Оренбургской области соразмерна площади помещений, являющихся государственной собственностью Оренбургской области, и закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственным предприятием и государственным учреждением (л.д. 17-19).
30.12.2016 истец просил часть земельного участка находящегося в собственности Оренбургской области передать в федеральную собственность, поскольку на спорном земельном участке располагаются административные здания, закрепленные за МУ МВД России "Оренбургское" (л.д. 20-21).
14.02.2017 Министерство сообщило, что рассматриваются вопросы урегулирования сложившийся ситуации, в том числе возможность раздела земельного участка с кадастровым номером 56:44:0114002:100, а также возможность передачи в федеральную собственность областных нежилых помещений, расположенных по адресу:.г. Оренбург, ул. Брестская, 3/1 (л.д. 22-23).
Полагая, что поскольку на земельном участке располагается административное здание и гаражные боксы, принадлежащие территориальному органу, входящему в систему федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции указал на то, что на земельном участке также располагаются иные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Оренбургской области и используемые субъектом Российской Федерации в целях осуществления своей уставной деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Таким образом, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13.
С принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время ее бюджетными обязательствами. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Между тем из материалов дела следует, что согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним гаражные боксы N 23, 22, расположенные на спорном земельном участке принадлежат на праве собственности Оренбургской области. Указанные гаражные боксы истцом не используются.
Доли 25231/894300 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0114002:100 принадлежит Оренбургской области пропорционально площади помещений, являющихся государственной собственностью Оренбургской области, и закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственным предприятием и областным учреждением.
В связи с чем, отсутствуют нарушения прав владения и пользования спорным земельным участком.
Также судом первой инстанции верно установлено, что фактически требования МУ МВД РФ "Оренбургское" направлены на оспаривание правовых и фактических оснований возникновения и регистрации права собственности Оренбургской области на спорный земельный участок, т.е. по существу направлены на оспаривание зарегистрированного права собственности.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2017 по делу N А47-6321/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Н. Пирская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.