г. Киров |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А28-6342/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Фоминых С.М., действующей на основании доверенности от 17.06.2017, представителя третьего лица Чураковой Н.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙНЕР"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2017 по делу N А28-6342/2017, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙНЕР"
к Министерству транспорта Кировской области
с участием в деле третьего лица: открытого акционерного общества "КировПассажирАвтотранс"
о признании незаконным решения и действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙНЕР" (далее - заявитель, ООО "АВТОЛАЙНЕР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованиями о признании незаконными решения Министерства транспорта Кировской области (далее - ответчик, Министерство) от 14.04.2017 о внесении изменений в схему движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 219 "Киров-Советск" и действий ответчика по включению в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области маршрута N 219 "Киров-Советск" с регистрационным порядковым номером 67: в графу 4 сведений "ОТОП Печенкино; ОТОП Мясокомбинат; ОТОП Магазин N1; ОТОП А/К 1581; ОТОП Кондакова; ОТОП Рынок; ОТОП Почта; ОТОП Перчаточная фабрика" и в графу 6 сведений "139,1".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АВТОЛАЙНЕР" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество приводит доводы о том, что оспариваемым решением Министерства из маршрута регулярных перевозок N 219 "Киров-Советск", который обслуживает ОАО "КировПассажирАвтотранс", начальный (конечный) остановочный пункт "АС г. Советска" заменен на иные остановочные пункты, расположенные на территории муниципального образования г. Советск. Протяженность маршрута N 219 "Киров-Советск", который обслуживает ОАО "КировПассажирАвтотранс", тоже изменена, а именно: увеличена на 2 километра (с 137,1 км до 139,1 км). Межмуниципальный маршрут N 219 "Киров-Советск" обслуживают два перевозчика ОАО "КировПассажирАвтотранс" и ООО "АВТОЛАЙНЕР", однако, внесены изменения только для одного перевозчика - ОАО "КировПассажирАвтотранс", а остановочные пункты маршрута N 219 "Киров-Советск", обслуживаемого перевозчиком ООО "АВТОЛАЙНЕР", остались без изменения. Полагает, что министерство транспорта Кировской области фактически установило новый маршрут межмуниципальных регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, на который без проведения конкурса назначило ОАО "КировПассажирАвтотранс" перевозчиком.
Министерство транспорта Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Ответчик приводит доводы о том, что с момента опубликования первого распоряжения Министерства об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок от 29.12.2015 N 83 остановочные пункты, включенные в графу 4 реестра у перевозчиков - ООО "АВТОЛАЙНЕР" и ОАО "КировПассажирАвтотранс" отличались. Конечный остановочный пункт по маршруту "Киров-Советск" оспариваемым решением не изменен. В связи с тем, что ООО "АВТОЛАЙНЕР" с заявлением об изменении маршрута в Министерство не обращалось, основания для внесения изменений для данного общества в указанный маршрут отсутствовали.
ОАО "КировПассажирАвтотранс" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо считает, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов. Потеря доходов от отказа в пользовании услугами автостанции, принадлежащей ООО "АВТОЛАЙНЕР", и дублирование остановочных пунктов муниципальных маршрутов, которые обслуживает заявитель к таким обстоятельствам не могут быть отнесены, поскольку в суд были представлены документы, подтверждающие отказ ООО "АВТОЛАЙНЕР" в предоставлении услуг ОАО "КировПассажирАвтотранс", а также расторжение контрактов с Администрацией г. Советска на обслуживание муниципальных маршрутов.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "КировПассажирАвтотранс" обратилось в Министерство транспорта Кировской области с заявлением от 17.03.2017 N 509 о внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области, а именно в сведения маршрута N 219 "Киров-Советск". В заявлении указаны регистрационный номер маршрута - N 67, порядковый номер маршрута - N 219, наименование маршрута - Киров-Советск, наименование промежуточных остановочных пунктов по маршруту или наименование поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты - пов. на Адышево - пов. на Коршик - пов. на Пунгино - Верхошижемье КП - Ремеши - Мякиши - Кожа - Увыл - пов. на Суводь - г. Советск (ООТ "Печенкино", "Мясокомбинат", "Магазин N 1", "А/к 1581", "Кондаково", "Рынок", "Почта, "Перчаточная фабрика"), наименование улиц, автомобильных дорог по которым проходит маршрут - г. Киров - ул. Некрасова - ул. Попова - ул. Щорса - ул. Производственная; г. Советск - ул. Строителей, - ул. Ленина - ул. Малькова, протяженность маршрута - 139,1 км., вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по не регулируемым тарифам, а также вид транспортных средств, класс транспортных средств, максимальное количество транспортных средств, используемых на маршруте, экологические характеристики транспортных средств, дата начала осуществления регулярных перевозок, наименование юридического лица, осуществляющего перевозки по маршруту регулярных перевозок. Дополнительно в Министерство от ОАО "КировПассажирАвтотранс" поступило заявление от 14.04.2017 N 675, в котором указано, что обращение об изменении схемы движения маршрута N 219 "Киров-Советск" в части введения дополнительных остановок по г. Советску, а также изменения пункта прибытия и отправления не с автостанции, а от ООТ "Музей" было связано с отказом ООО "АВТОЛАЙНЕР" в заключении договора на услуги автостанции и необходимости выполнения посадки-высадки пассажиров в оборудованных местах.
14.04.2017 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), а также в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 93/203 "Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории Кировской области" (далее - Порядок N 93/203) ответчиком принято решение о внесении изменений в схему движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок N219 "Киров-Советск", обслуживаемого ОАО "КировПассажирАвтотранс".
Соответствующее уведомление от 14.04.2017 N 84448-06-02 об изменении межмуниципального маршрута было направлено Министерством транспорта Кировской области в адрес ОАО "КировПассажирАвтотранс".
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 220-ФЗ, пунктами 3.1.1.16, 3.1.1.17 Положения о Министерстве транспорта Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 N44/318, Министерством транспорта Кировской области вынесено распоряжение "Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области" от 24.04.2017 N39.
ООО "АВТОЛАЙНЕР", не согласившись с решением Министерства о внесении изменений в схему движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок N 219 "Киров-Советск", обслуживаемого ОАО "КировПассажирАвтотранс" от 14.04.2017 и действиями ответчика по включению в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области у маршрута N 219 "Киров-Советск" с регистрационным порядковым номером 67: в графу 4 сведений "ОТОП Печенкино; ОТОП Мясокомбинат; ОТОП Магазин N1; ОТОП А/К 1581; ОТОП Кондакова; ОТОП Рынок; ОТОП Почта; ОТОП Перчаточная фабрика" и в графу 6 сведений "139,1", обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 65, 71, 198, 201 АПК РФ, статей 11, 12, 25 Закона N 220-ФЗ, пунктами 2, 5, 13, 16, 17 Порядка N 93/203, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ установлено, что межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
В силу части 2 статьи 25 названного Закона ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 93/203 межмуниципальный маршрут регулярных перевозок на территории Кировской области устанавливается, изменяется Министерством транспорта Кировской области по предложению исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или уполномоченного участника договора простого товарищества.
Согласно пункту 5 Порядка N 93/203 заявление об изменении маршрута включает в себя следующие сведения: наименование (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны; порядковый номер маршрута регулярных перевозок и его наименование; предлагаемые изменения включенных в состав маршрута остановочных пунктов, а также улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами, расписания, классов транспортных средств, максимального количества транспортных средств каждого из таких классов или характеристик транспортных средств каждого из таких классов по максимальным высоте, ширине или полной массе.
В срок, не превышающий тридцати дней со дня приема заявления об установлении или изменении маршрута, Министерство транспорта рассматривает указанное заявление и принимает решение об установлении или изменении маршрута либо об отказе в установлении или изменении маршрута (пункт 12 Порядка N 93/203).
Пунктом 13 названного Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в установлении или изменении маршрута в случае, если:
- в заявлении об установлении или изменении маршрута указаны недостоверные сведения;
- планируемое расписание для каждого остановочного пункта по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка;
- маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере транспорта;
- техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту.
В соответствии с пунктами 14, 16, 17 Порядка N 93/203 в случае принятия решения об установлении, изменении или об отказе в установлении, изменении маршрута Министерство транспорта в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения вручает инициатору или направляет ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи уведомление о принятом решении. В уведомлении об отказе в установлении или изменении маршрута указывается мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа. В случае принятия решения об установлении или изменении маршрута Министерство транспорта в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. Маршрут считается установленным или измененным со дня включения сведений о данном маршруте в реестр маршрутов или изменения таких сведений в этом реестре маршрутов.
В данном случае ОАО "КировПассажирАвтотранс" обратилось в Министерство транспорта Кировской области с заявлением от 17.03.2017 N 509, соответствующим требованиям пункта 5 Порядка N 93/203, о внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области в сведения маршрута N219 "Киров-Советск" в части изменения остановочных пунктов без изменения расписания.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Министерства, предусмотренных пунктом 13 Порядка N 93/203 оснований для отказа во внесении изменений в схему движения межмуниципального маршрута регулярных перевозок N219 "Киров-Советск", обслуживаемый ОАО "КировПассажирАвтотранс".
При таких обстоятельствах оснований для вывода о незаконности решения Министерства от 14.04.2017 и его действий по включению в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области у маршрута N 219 "Киров-Советск" с регистрационным порядковым номером 67: в графу 4 сведений "ОТОП Печенкино; ОТОП Мясокомбинат; ОТОП Магазин N1; ОТОП А/К 1581; ОТОП Кондакова; ОТОП Рынок; ОТОП Почта; ОТОП Перчаточная фабрика" и в графу 6 сведений "139,1", у Арбитражного суда Кировской области не имелось.
Кроме того судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в нарушение статьи 65 АПК РФ ООО "АВТОЛАЙНЕР" не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Общества, оспариваемыми решением и действиями Министерства транспорта Кировской области. Таких доказательств не представлено и суду апелляционной инстанции. В частности заявителем не представлено убедительных доказательств о наличии причинно-следственной связи между оспариваемыми решением и действиями Министерства и возникшими у ООО "АВТОЛАЙНЕР" убытками, связанными с уменьшением количества пассажиров.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права и обстоятельств настоящего дела и не влияющие на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2017 по делу N А28-6342/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛАЙНЕР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6342/2017
Истец: ООО "АВТОЛАЙНЕР"
Ответчик: Министерство транспорта Кировской области
Третье лицо: ОАО "КировПассажирАвтотранс"