г. Москва |
|
13 марта 2018 г. |
Дело N А41-31170/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суворовой К.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" - Афанаскина С. Н., доверенность от 01.12.2017,
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2017 по делу N А41-31170/16, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями:
1. признать незаконными действия министерства, выразившиеся в принятии решений об отказе во включении маршрутов в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок:
- от 28.04.2016 N 21 исх-3396 - маршрут 444/58 "Краснознаменск-ст. Одинцово";
- от 28.04.2016 N 21 исх-3393 - маршрут 2722/58 "Павловский Посад- Электросталь";
- от 28.04.2016 N 21 исх-3395 - маршрут 1644/60 "Электросталь (ул. Юбилейная) -ст. Фрязино";
- от 28.04.2016 N 21исх-3394 - маршрут 799/40 "Электросталь (ул. Ялагтна) - Фрязино".
2. признать недействительными решения министерства об отказе во включении маршрутов в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок: от 28.04.2016 N 21 исх-3396, от 28.04.2016 N 21 исх-3393, от 28.04.2016 N 21 исх-3395, от 28.04.2016 N 21исх-3394.
3. обязать министерство включить межмуниципальные регулярные маршруты N 58 "Краснознаменск-ст. Одинцово", N 58 "Павловский Посад-Электросталь", N 60 "Электросталь (ул. Юбилейная)-ст. Фрязино"; N 40 "Электросталь (ул. Ялагина) - Фрязино" в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области".
Определением от 19.10.2017 суд первой инстанции произвел процессуальное правопреемство, заменив Министерство транспорта Московской области на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество в соответствии с заключенными договорами до августа 2015 года осуществляло пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения N 444/58 "Краснознаменск - ст. Одинцово", 2722/58 "Павловский Посад - Электросталь", 1644/60 "Электросталь (ул. Юбилейная) - ст. Фрязино" и 799/40 "Электросталь (ул. Ялагина) - Фрязино".
С 14.07.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Основываясь на переходных положениях статьи 39 Закона N 220-ФЗ, сведения об указанных маршрутах были представлены обществом в министерство (электронное письмо от 13.08.2015, л.д. 8 т. 1).
Решениями от 28.04.2016 N 21 исх-3396, от 28.04.2016 N 21 исх-3393, от 28.04.2016 N 21 исх-3395 и от 28.04.2016 N 21 исх-3394 обществу было отказано во включении указанных маршрутов в реестр в связи с пропуском срока предоставления сведений.
Полагая, что вынесенные министерством решения незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как указывалось ранее, с 14.07.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Закон N 220-ФЗ, регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
На территории Московской области до вступления в силу Закона N 220-ФЗ действовал Закон Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (в редакции на 14.07.2015), предусматривавший допуск перевозчика к осуществлению регулярных перевозок путем заключения договора между уполномоченным органом и перевозчиком (статьи 15, 18 - 22 указанного закона Московской области).
Закон N 220-ФЗ иным образом регулирует допуск перевозчиков к оказанию услуг по перевозке на регулярных маршрутах, а именно - путем выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту и маршрутных карт.
С учетом ранее действовавшего правового регулирования, Законом N 220-ФЗ установлены переходные положения для регулирования прав и обязанностей перевозчиков.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры.
Обязанности министерства по включению сведений в Реестр, предшествует обязанность перевозчика предоставить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ.
С учетом положений частей 2 и 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ министерство в установленные сроки с учетом представленных перевозчиками сведений формирует Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области и выдает отраженным в нем перевозчикам карты маршрутов.
Основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в Московской области до вступления в силу положений Закона N 220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.
Указанные сведения (направленные в 30-дневный срок) использовались для формирования предварительного реестра, на основании которого после соответствующей проверки формировался окончательный реестр межмуниципальных маршрутов.
Только на основании сведений нового (основного, а не предварительного), сформированного согласно Закону N 220-ФЗ реестра межмуниципальных маршрутов перевозчикам, включенным в такой реестр, выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам и карты соответствующих маршрутов (часть 2 и 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Соблюдение срока при подаче сведений в рассматриваемом случае, исходя из совокупности положений Закона N 220-ФЗ и его прямого толкования, является существенным условием, предполагает присутствие волеизъявления со стороны перевозчика и наличие необходимого подтверждения намерения со стороны субъекта правоотношений по осуществлению перевозок в дальнейшем.
В случае несовершения перевозчиком действий определенных в части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, у уполномоченного органа отсутствует обязанность по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по смежным межмуниципальным маршрутам и карт соответствующих маршрутов.
Из приведенных положений следует, что соответствующие сведения должны были быть направлены в уполномоченные органы перевозчиками, осуществляющими после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в течение тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 42 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Закон N 220-ФЗ был опубликован (размещен) на "Официальном интернет-портале правовой информации" по адресу 14.07.2015 и в "Российской газете" 17.07.2015 (N 156).
Исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П днем обнародования акта следует считать презюмируемый день получения информации о содержании акта его адресатами.
Таким образом, получение информации о содержании акта (Закона N 220-ФЗ) его адресатами (обнародование нормативного акта для всеобщего сведения) стало возможным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14.07.2015.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что сведения о маршрутах регулярных перевозок в уполномоченный орган общество обязано было представить не позднее 12.08.2015.
Данная правовая позиция соответствует статье 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В данном случае сведения об указанных маршрутах были представлены обществом в министерство 13.08.2015.
Поскольку документального подтверждения направления обществом необходимых сведений в пределах срока, установленного частью 1 статьи 39 Законом N 220-ФЗ, в материалах дела не содержится, материалами дела не подтверждается исполнение перевозчиком возложенной на него обязанности предоставить сведения о маршрутах в течение 30 дней, в связи с чем, соответствующая обязанность министерства, вопреки доводам общества, по отношению к обществу не возникла.
Данная правовая позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.08.2017 по делу N А41-35372/2016.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2017 года по делу N А41-31170/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.