г. Чита |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А19-17647/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года по делу N А19-17647/2017 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Иркутской области ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, место нахождения: 664007, г.Иркутск, ул.Советская, 55) о признании незаконными действий по внесению 20.04.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ИРКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОЙ СПРОТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО", третье лицо - Мельников Евгений Александрович (ИНН 381253647054, место нахождения: Иркутская область, Иркутский район) (учредитель ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" (ОГРН 1033800002268, ИНН 3808056289, место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул.Степана Разина, 20),
(суд первой инстанции - Д.А. Филатов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчик: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - КУМИ г.Иркутска, Заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - инспекция, регистрирующий орган, ответчик, налоговый орган) по внесению 20.04.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ИРКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПРОТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" (далее - ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО").
Определением суда от 06.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен учредитель ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" Мельников Евгений Александрович.
Определением суда от 16.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Гладкова Андрея Владимировича, Варфоломеева Илью Николаевича, Наумкина Игоря Геннадьевича, Котельникова Николая Владимировича, Харченко Дмитрия Петровича (учредителей Иркутской городской детско-юношеской спортивной общественной организации "Сетокан Карате-ДО").
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по исключению 20.04.2017 из Единого государственного реестра юридических лиц ИРКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПРОТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО", как недействующего юридического лица, как несоответствующие положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КУМИ г.Иркутска в соответствии требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В обосновании суд первой инстанции указал, что на момент исключения ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из Единого государственного реестра юридических лиц у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области имелись сведения о наличии задолженности вышеуказанного юридического лица перед КУМИ г.Иркутска и наличии возражений со стороны заявителя об исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из реестра.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2017 года по делу N А19-17647/2017, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что заявление об отмене решения о предстоящем исключении направлено по истечении срока (три месяца), предусмотренного Законом N 129-ФЗ, в связи с чем, 20.04.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО", как фактически прекратившего свою деятельность за ГРН N 2173850307024.
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв комитета, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПРОТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" состояла на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области сформированы справки в отношении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" (ИНН 3808056289, ОГРН 1033800002268) от 19.12.2016 N N 1373-О, 1373-С, из которых следует, что Общество в течение последних 12 месяцев не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в течение последних 12 месяцев не осуществляло движение денежных средств по банковским счетам.
На основании вышеуказанных справок 23.12.2016 регистрирующим органом принято решение N 5893 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ИРКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПРОТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" (ИНН 3808056289, ОГРН 1033800002268) из Единого государственного реестра юридического лица.
Данное решение опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 28.12.2016/3469 часть 2 N 51 (614).
КУМИ г.Иркутска 27.03.2017 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области с возражениями относительно предстоящего исключения из реестра ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО".
Впоследствии проведена процедура исключения недействующего юридического лица - ИРКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПРОТИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из Единого государственного реестра юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись.
Не согласившись с действиями налогового органа, комитет оспорил их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, а именно сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 21.1 вышеуказанного закона решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Как правильно установлено судом первой инстанции, налоговым органом сформированы справки в отношении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" (ИНН 3808056289, ОГРН 1033800002268) от 19.12.2016 N N 1373-О, 1373-С, из которых следует, что Общество в течение последних 12 месяцев не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в течение последних 12 месяцев не осуществляло движение денежных средств по банковским счетам. С учетом содержащихся в справках сведений регистрирующим органом принято решение от 23.12.2016 N 5893 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из ЕГРЮЛ. Сведения о предстоящем исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из ЕГРЮЛ опубликованы в Вестнике государственной регистрации от 28.12.2016/3469 часть 2 N 51 (614).
КУМИ г.Иркутска 27.03.2017 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области с возражениями относительно предстоящего исключения из реестра ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО". Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент исключения ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из Единого государственного реестра юридических лиц у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области имелись сведения о наличии задолженности вышеуказанного юридического лица перед КУМИ г.Иркутска и наличии возражений со стороны заявителя об исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из реестра.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление об отмене решения о предстоящем исключении направлено по истечении срока (три месяца), предусмотренного Законом N 129-ФЗ, в связи с чем, 20.04.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО", как фактически прекратившего свою деятельность за ГРН N 2173850307024, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как несоответствующие материалам дела. Как установлено судом апелляционной инстанции, согласно реестру почтовых отправлений заявление об отмене решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" направлено в адрес налогового органа 28.03.2015, о чем имеется штамп почты России (т.1 л.д.15).
Суд первой инстанции правильно отклонил доводы налогового органа о том, что в отношении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" прекращено 9 исполнительных производств, так как указанное обстоятельство не исключает возможности повторного обращения взыскателей в службу судебных приставов-исполнителей и предъявления исполнительных документов к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в сложившейся ситуации регистрирующий орган не имел правовых оснований для внесения в отношении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" записи об исключении последнего из реестра, как недействующего юридического лица, поэтому требования КУМИ г.Иркутска о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ИГДЮСОО "СЕТОКАН КАРАТЭ-ДО" из реестра, как недействующего юридического лица, следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года по делу N А19-17647/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.