г. Пермь |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А50-25314/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от истцов:
от открытого акционерного общества "Чайковский речной порт" (ОГРН 1025902031540, ИНН 5920002495): Пескин Е.А. по доверенности от 20.04.2016 (до перерыва и после перерыва); Голошвили Л.И. по доверенности от 23.12.2017 (до перерыва);
от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камская речное пароходство" (ОГРН 1025900514947, ИНН 5902183520): Голошвили Л.И. по доверенности от 09.01.2017 (до перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" (ОГРН 1145958053560, ИНН 5902997640): Голошвили Л.И. по доверенности от 07.08.2017 (до перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Барий" (ОГРН 1055907201008, ИНН 5947014280): Голошвили Л.И. по доверенности от 13.02.2017 (до перерыва);
от ответчиков:
от Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1025900535077, ИНН 5902290113): Бояршинов В.В. по доверенности от 16.01.2018 (после перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Аликорн" (ОГРН 1165958077086, ИНН 5902036100): представители не явились;
от третьих лиц Федерального бюджетного управления "Администрация Камского Бассейна внутренних водных путей", Администрация Чайковского городского поселения: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истцов открытого акционерного общества "Чайковский речной порт", открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камская речное пароходство", общества с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания", общества с ограниченной ответственностью "Барий"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 ноября 2017 года по делу N А50-25314/2017,
принятое судьей Виноградовым А.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Чайковский речной порт", открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камская речное пароходство", общества с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания", общества с ограниченной ответственностью "Барий"
к Камскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, обществу с ограниченной ответственностью "Аликорн"
третьи лица: Федеральное бюджетное управление "Администрация Камского Бассейна внутренних водных путей", Администрация Чайковского городского поселения
о признании недействительными открытого аукциона на право заключения договора водопользования и договора, заключенного по результатам открытого аукциона
установил:
Открытое акционерное общество "Чайковский речной порт" (далее - ОАО "Чайковский речной порт"), открытое акционерное общество "Судоходная компания "Камская речное пароходство" (далее - ОАО "Судоходная компания "Камская речное пароходство"), общество с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" (далее - ООО "Камская круизная компания"), общество с ограниченной ответственностью "Барий" (далее - ООО "Барий") обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к Камскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - Камское БВУ) и обществу с ограниченной ответственностью "Аликорн" (далее - ООО "Аликорн") о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора водопользования акватории Воткинского водохранилища на 352 км от устья р. Кама (1929 км судового хода по карте Атласа ЕГС, том 9, часть I, издания 2011 г.), левый берег, в г.Чайковский Пермского края, площадью 0,069612 км2, географические координаты места водопользования (WGS 84): т.1 - 56° 46' 51,28" с.ш., 54° 08' 07,21" в.д.; т. 2 - 56° 46' 48,92" с.ш., 54° 08' 14,16" в.д.; т.3 - 56° 46' 49,71" с.ш., 54° 08' 17,21" в.д.; т.4. 56° 46' 58,09" с.ш., 54° 08' 28,23" в.д.; т.5 - 56° 47' 03,80" с.ш., 54° 08' 25,52" в.д. и признании недействительным заключенного по результатам открытого аукциона между Камским БВУ и ООО "Аликорн" договора водопользования (зарегистрирован в государственном водном реестре за N 59-10.01.01.010-Х-ДРБВ-Т-2017-04989/00) от 21.03.2017 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводят доводы об отсутствии согласования Федеральным бюджетным учреждением "Администрация Камского Бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация "Камводпуть") заявленной цели водопользования - для размещения плавательных средств; также указывают, что в пределах акватории имеются причалы ОАО "ЧРП", однако Камское БВУ, разрабатывая аукционную документацию и условия оспариваемого договора должно было указать их наличие; кроме того, ссылаются на неверное формирование участка водного объекта, предоставленного в пользование, поскольку точка N 2 (56° 46' 48,92" с.ш., 54° 08' 14,16" в.д.) расположена на земельном участке (кадастровый номер 59:12:0010307:34), принадлежащем ОАО "Чайковский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования; полагают, что организация и проведение аукциона в отношении спорного водного объекта влечет нарушение прав соистцов, поскольку создает угрозу безопасности судоходства, при этом отмечают, что необходимость принятия участия в оспариваемом аукционе у истцов отсутствовала в силу ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации, оформление прав водопользования для целей использования внутренних водных путей, то есть для судоходства не требуется. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истцов поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представители истцов заявили ходатайство о приобщении к материалам дела сведений с сайта Федерального агентства морского и речного транспорта о географии речных портов, данное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
Ответчики Камское БВУ, ООО "Аликорн", третьи лица ФБУ "Администрация "Камводпуть", Администрация Чайковского городского поселения отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании, состоявшемся 28.02.2018, в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 05.03.2018.
Присутствовавший в судебном заседании после перерыва представитель ответчика Камское БВУ выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик ООО "Аликорн" и третьи лица ФБУ "Администрация "Камводпуть", Администрация Чайковского городского поселения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 02.12.2016 на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: "www.torgi.gov.ru", опубликовано извещение N 021216/2638726/01 о проведении открытого аукциона на право на заключения договора водопользования для использования акватории Воткинского водохранилища на 352 км от устья р. Кама (1929 км судового хода по карте Атласа ЕГС, том 9, часть I, издания 2011 г.), левый берег, в г. Чайковский Пермского края, 0,069612 км2, географические координаты места водопользования (WGS 84): т.1 - 56° 46' 51,28" с.ш., 54° 08' 07,21" в.д.; т. 2 - 56° 46' 48,92" с.ш., 54° 08' 14,16" в.д.; т.3 - 56° 46' 49,71" с.ш., 54° 08' 17,21" в.д.; т.4. 56° 46' 58,09" с.ш., 54° 08' 28,23" в.д.; т.5 - 56° 47' 03,80" с.ш., 54° 08' 25,52" в.д., срок подачи заявок - до 31.01.2017, дата проведения аукциона - 02.02.2017.
Для участия в аукционе подали заявки 5 участников: Леушин Д. Н., Власов В. В., Голубцов С. А., ООО "Аликорн" и Мратынов Ю. А., которые согласно протокола от 31.01.2017 были допущены до участия в аукционе.
Из протокола от 10.02.2017 следует, что победителем аукциона признано ООО "Аликорн", с которым 21.03.2017 был заключен договор водопользования по предмету аукциона со сроком действия до 21.03.2037.
Полагая, что при проведении данного аукциона и при заключении договора водопользования для размещения плавательных средств были допущены существенные нарушения, проведение данного аукциона и заключение договора водопользования для размещения плавательных средств нарушает их права, истцы обратились в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что при проведении оспариваемого аукциона и при заключении договора водопользования для размещения плавательных средств существенных нарушений не допущено; в материалы дела не представлено доказательств того, что проведением оспариваемого аукциона и заключением договора водопользования для размещения плавательных средств нарушены права истцов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснения представителей в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации приведены следующие понятия:
внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;
судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных п. 1 или п. 3 ч. 2 ст. 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных ст.ст. 15,47, 49 и 50 настоящего Кодекса. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах (ч. 1 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации).
Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование (ч. 2 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации акваторию порта составляет водное пространство внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 5 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.
Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей (ч.9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе. В соответствии с п. 6 данных Правил подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.
Приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 23 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган заявление по форме, утвержденной приказом МПР России от 22.05.2007 N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование", для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.
В соответствии с п. 39 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165;
2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в п. 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования;
3) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
4) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 70 Административного регламента установлено, что при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти:
разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них;
определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции, в частности, с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
подготавливаются пакеты документов для рассылки заинтересованным исполнительным органам государственной власти для согласования условий использования водного объекта. Каждый пакет документов содержит соответствующее сопроводительное письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, запрос предложений по условиям использования водного объекта и проект условий использования водного объекта;
направляются подготовленные пакеты документов в заинтересованные исполнительные органы государственной власти согласно определенному перечню.
Окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования (п. 72 Административного регламента).
По результатам рассмотрения принятых документов для заключения договора водопользования принимается решение о возможности использования водного объекта для заявленной цели (п. 73 Административного регламента).
В соответствии с п. 74 Административного регламента в случае отсутствия возможности использования водного объекта для заявленной цели:
осуществляется подготовка мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования для заявленной цели;
подписание указанного отказа у руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа;
направление заявителю указанного отказа с приложением заявления и представленных документов.
Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели с прилагаемыми к нему документами и материалами передается заявителю непосредственно или высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение шестидесяти дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в уполномоченном органе.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается и не оспаривается сторонами, что участок акватории, являвшийся предметом аукциона, расположен в акватории Чайковского городского порта.
В связи с чем в силу ч. 9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
В материалы дела представлена копия письма Камского БВУ от 07.06.2016 N 1174 с заголовком: "О согласовании условий водопользования", адресованное ФБУ "Администрация "Камводпуть". В указанном письме со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 и Административный регламент указано о направлении на согласование следующих условий использования водного объекта, явившегося предметов аукциона:
1. Использовать часть акватории Воткинского водохранилища для размещения плавательных средств.
2. Осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водного объекта в соответствии с действующим законодательством. Обеспечивать выполнение плана водоохранных мероприятий в полном объеме и в установленные сроки.
3. Обеспечить безопасную стоянку и отстой судов на акватории при всех состояниях водохранилища (при паводке, волнении, ветре, колебаниях уровня воды, ледовых явлениях и т.д.).
4. Выполнять требования специального режима, установленного на территории водоохранных и рыбоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос; ширина водоохранной зоны Боткинского водохранилища на р. Кама составляет 200 м, рыбоохранной зоны составляет 200 м, прибрежной защитной полосы - 200 м.
5. Осуществлять исследования качества поверхностных вод самостоятельно при наличии права на их выполнение, либо с привлечением организации, аккредитованной в установленном порядке на данный вид деятельности. Своевременно продлять срок действия договора с организацией на лабораторные исследования качества поверхностных вод.
6. Не допускать попадания в водный объект нефтепродуктов, неочищенных сточных, подсланевых вод с плавучих средств водного транспорта, обеспечить сбор и сдачу их в установленном порядке. Иметь на судах запасы специальных технических средств для предотвращения утечки нефтепродуктов. Производить заправку судов и сдачу подсланевых вод только закрытым способом.
7. Вести учет сдачи всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавательных средствах с отметкой в судовом журнале. Ежегодно проводить проверку рабочего состояния имеющихся на судах систем и устройств по сбору жидких отходов и сухого мусора.
8. Организовать контейнерную площадку для сбора бытового мусора. По мере наполнения контейнеров осуществлять вывозку мусора в установленные места утилизации.
9. Обеспечить выполнение условий по рациональному использованию и охране вод, водных биологических ресурсов, установленные иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В ответе ФБУ "Администрация "Камводпуть" от 29.06.2016 N 05-12-16-77 на N 1174 от 07.06.2016 "О согласовании акватории" указано: "В связи с тем, что вопрос оформления права пользования акваториями действующих причалов законодательно не решен, ФБУ "Администрация "Камводпуть" предварительно согласовывает Отделу водных ресурсов по Пермскому краю заявленную акваторию у левого берега Воткинского водохранилища в аванпорту на 1929 км по карте Атласа ЕГС, том 9, часть 1 издания 2011 г. для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласованная цель использования водного объекта - обеспечение судоходства, включая подход, отход, стоянку и маневрирование судов, выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Поскольку причал является объектом инфраструктуры внутреннего водного транспорта, использование его акватории для целей, не связанных с судоходством, считаем недопустимым".
Суд апелляционной инстанции полагает, что данное письмо ФБУ "Администрация "Камводпуть" N 05-12-16-77 от 29.06.2016 согласования заявленной на спорном аукционе цели использования для размещения плавательных средств, не содержит; напротив, в данном письме прямо указано, что согласованная цель использования водного объекта - обеспечение судоходства, включая подход, отход, стоянку и маневрирование судов, выполнение погрузочно-разгрузочных операций; использование акватории причала, который является объектом инфраструктуры внутреннего водного транспорта, для целей, не связанных с судоходством, является недопустимым.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что ФБУ "Администрация "Камводпуть" на обращение Камскому БВУ в письме от 29.06.2016 N 05-12-16-77 выразило решение о согласовании условий использования указанного водного объекта; в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о принятии ФБУ "Администрация "Камводпуть" в порядке, предусмотренном п. 74 Административного регламента, решения об отказе в согласовании условий использования водного объекта, явившегося предметом спорного аукциона, при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания п. 39, п. 70, п. 72-74 Административного регламента следует, что подготовка мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования для заявленной цели осуществляется организатором аукциона (в рассматриваемом случае (Камское БВУ) при отсутствии согласования заявленных условий водопользования соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение, выразившееся в отсутствии согласования с администрацией бассейна внутренних водных путей предоставления спорного участка акватории внутренних водных путей для размещения плавательных средств, является существенным нарушением при проведении оспариваемого аукциона.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 13 Водного кодекса Российской Федерации к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружения, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Согласно п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования". Содержание договора водопользования должно соответствовать требованиям Водного кодекса Российской Федерации.
Форма примерного договора водопользования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, предусматривает отображение гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору (пункт 4). В соответствии с пунктом 4 раздела I "Предмет договора" проектов договоров водопользования, включенных в состав аукционной документации, "водный объект, представляемый в пользование, зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображается в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью".
Требование закона об обязательном указании в договоре водопользования на наличие гидротехнических сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования, продиктован необходимостью обеспечить безопасность судоходства и исключить ограничение прав пользователей таких сооружений.
Ответчик, Камское БВУ, разрабатывая аукционную документацию и условия оспариваемого договора водопользования, не могл не знать о наличии в пределах выставленной на аукцион акватории гидротехнических сооружений (причалов Чайковского речного порта), поскольку на их наличие указывает письмо ФБУ "Администрация "Камводпуть" N 05-12-16-77 от 29.06.2016.
Между тем из материалов дела следует, что при разработке аукционной документации и при заключении оспариваемого договора водопользования указанные положения действующего законодательства не учтены, данные существенные условия в договоре водопользования от 21.03.2017, заключенном Камским БВУ с ООО "Аликорн" отсутствуют.
Более того, судом установлен, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт частичного наложения границ участка водного объекта, являвшегося предметом оспариваемого аукциона, на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010307:34, которое составило 0, 000243 км2 или 0,37 % от площади участка акватории водного объекта.
Исходя из содержания ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации документация аукциона на право заключения договора водопользования должна содержать координаты участка водного объекта, построенные таким образом, чтобы не попадать на земельные участки и иным образом не выходить за пределы водного объекта.
Между тем, как усматривается из аукционной документации (по координатным точкам), предоставленный в пользование участок водного объекта сформирован неверно, поскольку в состав спорной акватории вошел земельный участок, так, точка N 2 (56° 46' 48,92" с.ш., 54° 08' 14,16" в.д.) расположена на земельном участке (кадастровый номер 59:12:0010307:34), который принадлежит ОАО "Чайковский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования.
Следовательно, оспариваемые аукцион и договор водопользования нарушают права и интересы ОАО "Чайковский речной порт", поскольку Камское БВУ передало в пользование ООО "Аликорн" не только водный объект, но и часть земельного участка, принадлежащего ОАО "Чайковский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования.
Данное нарушение, по мнению суда апелляционной инстанции, также является существенным, поскольку в любом случае нарушает гражданские права ОАО "Чайковский речной порт" на находящее в его пользование имущество, в связи с чем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное организатором торгов при проведении аукциона наложение границ участка водного объекта является несущественным нарушением при проведении спорного аукциона и при заключении оспариваемого договора водопользования.
Также суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае не представлены доказательства нарушения прав кого-либо из истцов оспариваемой сделкой, со ссылкой на то, что истцы участия в торгах не принимали, заявок с целью принять участия в торгах не подавали. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что необходимость участия в оспариваемом аукционе у соистцов отсутствовала в силу того, что на основании ч. 2 ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений без предоставления водных объектов в пользование (то есть как без решения о предоставлении водных объектов в пользование, так и без заключения договора водопользования).
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, предоставление по результатам спорного аукциона участка акватории, расположенного в акватории Чайковского городского порта, используемого для целей судоходства, для иных целей (для размещения плавательных средств), затрагивает права соистцом и в связи с тем, что в силу ч. 5 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации о том, что не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства, в силу ч. 3 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации о том, что безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, а также с учетом положений, в частности, п. 241, 242, 246 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129, из которых прямо следует, что запрещается оставлять на судовом ходу любые суда без экипажа, суда не должны становиться на стоянку на подходах к пассажирским и грузовым причалам.
Исходя из справки ООО "Камская круизная компания" от 13.10.2017 за сезон данная организация осуществляет перевозку более 10 000 человек с заходом в г. Чайковский, вопрос обеспечения безопасности судоходства на данном участке водных путей является значимым как для данной организации, так и для иных соистцов ОАО "Судоходная компания "Камская речное пароходство", ООО "Барий", являющихся судовладельцами и осуществляющими свою деятельность с использованием объектов Чайковского городского порта ОАО "Чайковский речной порт". Использование акватории речного порта иным образом, в том числе, занятие ее бассейна базой маломерных судов, не соответствует положениям транспортной безопасности, создает препятствия для осуществления судоходства, в том числе создает угрозу безопасности судоходства, а также ущемляет права не только речного порта, но и судовладельцев по использованию всей инфраструктуры порта.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что при проведении спорного аукциона и при заключении оспариваемого договора водопользования допущены указанные выше существенные нарушения, которые затрагиваются права и интересы соистцов. В связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в пользу истцом с ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2017 года по делу N А50-25314/2017 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора водопользования акватории Воткинского водохранилища на 352 км от устья р. Кама (1929 км судового хода по карте Атласа ЕГС, том 9, часть I, издания 2011 г.), левый берег, в г.Чайковский Пермского края, площадью 0,069612 км2, географические координаты места водопользования (WGS 84):
т.1 - 56° 46' 51,28" с.ш., 54° 08' 07,21" в.д.
т. 2 - 56° 46' 48,92" с.ш., 54° 08' 14,16" в.д.
т.3 - 56° 46' 49,71" с.ш., 54° 08' 17,21" в.д.
т.4. 56° 46' 58,09" с.ш., 54° 08' 28,23" в.д.
т.5 - 56° 47' 03,80" с.ш., 54° 08' 25,52" в.д.
Признать заключенный по результатам открытого аукциона между Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Обществом с ограниченной ответственностью "Аликорн" договор водопользования (зарегистрирован в государственном водном реестре за N 59-10.01.01.010-Х-ДРБВ-Т-2017-04989/00) от 21 марта 2017 г. недействительным.
Взыскать с Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1025900535077, ИНН 5902290113) в пользу открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камская речное пароходство" (ОГРН 1025900514947, ИНН 5902183520) (плательщик ООО "ТА "Кама" (ИНН 5902038971) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению, в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аликорн" (ОГРН 1165958077086, ИНН 5902036100) в пользу открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камская речное пароходство" (ОГРН 1025900514947, ИНН 5902183520) (плательщик ООО "ТА "Кама" (ИНН 5902038971) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению, в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Камская речное пароходство" (ОГРН 1025900514947, ИНН 5902183520) (плательщик ООО "ТА "Кама" (ИНН 5902038971) из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.07.2017 N 4193.
Взыскать с Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1025900535077, ИНН 5902290113) в пользу открытого акционерного общества "Чайковский речной порт" (ОГРН 1025902031540, ИНН 5920002495) (плательщик ООО "ТА "Кама" (ИНН 5902038971) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аликорн" (ОГРН 1165958077086, ИНН 5902036100) в пользу открытого акционерного общества "Чайковский речной порт" (ОГРН 1025902031540, ИНН 5920002495) (плательщик ООО "ТА "Кама" (ИНН 5902038971) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению, в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.