город Омск |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А70-11821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Матвеевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-17518/2017, 08АП-62/2018) акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 по делу N А70-11821/2017 (судья Игошина Е.В.) по иску акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН 1077203052772, ИНН 7203203418) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1147232016238, ИНН 7204203273) о взыскании задолженности и пени в размере 4 768 492 руб. 39 коп., а также пени по день фактической оплаты долга,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области (судья Игошина Е.В.) представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - Бородина С.О. (доверенность от 15.12.2017 сроком действия один год),
от акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Кирсановой А.С. (доверенность от 05.09.2016 сроком действия по 10.08.2019),
установил:
акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - АО "УТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК ЖКХ", ответчик) о взыскании 2 906 939 руб. 75 коп. стоимости тепловой энергии по договору теплоснабжения N Т-51111 за январь - апрель 2017 года, 419 572 руб. 03 коп. пени за период с 16.02.2017 по 10.11.2017 на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), с дальнейшим начислением, начиная с 11.11.2017 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 по делу N А70-11821/2017 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2 906 939 руб. 75 коп. основного долга, 336 063 руб. 17 коп. пени, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, начисленной на сумму 2 906 939 руб. 75 коп., начиная с 11.11.2017 по день фактической оплаты долга и 38 638 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением АО "УТСК" из федерального бюджета возвращено 7 209 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением, стороны обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Истец в апелляционной жалобе просил решение изменить в части отказа во взыскании пени в размере 83 508 руб. 86 коп. и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что начисление законной неустойки (пени) на общую сумму просроченной задолженности без вычета суммы субсидии является правомерным, не противоречит принципу добросовестности.
Ответчик в апелляционной жалобе просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
От АО "УТСК" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу ООО "УК ЖКХ".
В судебном заседании представитель ответчика в устной форме заявил отказ от апелляционной жалобы, пояснил, что требования, изложенные в апелляционной жалобе общества, не поддерживает.
Представитель истца оставил вопрос о принятии отказа ответчика от апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда, поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе АО "УТСК".
Представитель ответчика просил оставить решение в обжалуемой истцом части без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ ООО "УК ЖКХ" от апелляционной жалобы на решение от 20.11.2017, поскольку отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, заявлен уполномоченными лицом.
В силу части 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Учитывая изложенное, производство по апелляционной жалобе ответчика следует прекратить.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения в обжалуемой истцом части и установил, что исковые требования мотивированы тем, что ООО "УК ЖКХ" несвоевременно в полном объеме оплатило тепловую энергию, поставленную АО "УТСК" на основании договора N Т-51111 в январе - апреле 2017 года в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
По расчету истца стоимость неоплаченной своевременно тепловой энергии составила 2 906 939 руб. 75 коп. (л.д. 105).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из того, что долг ответчика перед истцом составляет заявленную с учетом уточнений сумму, кроме того, истец вправе взыскать с ответчика пеню за период с 16.02.2017 по 10.11.2017 на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, начисленную на сумму долга за вычетом субсидии на оплату тепловой энергии за спорный период, и пени, начиная с 11.11.2017 по день фактической оплаты долга.
По условиям пункта 1.1 договора теплоснабжения N Т-51111, представленного в обоснование исковых требований, АО "УТСК" (теплоснабжающая организация, ТСО) приняло на себя обязательство по поставке ООО "УК ЖКХ" (потребителю) тепловой энергии и теплоносителя на объекты потребителя, указанные в приложении N 1.1 к договору, в объеме, с качеством, определенными условиями договора, а потребитель обязался принимать тепловую энергию и возвращать теплоноситель, в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с разделом 3 обозначенного выше договора потребитель обязуется организовать коммерческий учет полученной тепловой энергии и теплоносителя (пункты 3.1.9, 3.1.10).
Потребитель имеет право возложить обязательство по оплате потребленной тепловой энергии на третье лицо, при этом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства третьими лицами несет потребитель (пункт 3.2.4 договора).
Разделом 7 договора N Т-51111 определен, в том числе порядок расчета за пользование тепловой энергией и теплоносителем.
Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3, 7.7 договора за расчетный период принимается один календарный месяц, оплата за потребленную тепловую энергию производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, по тарифу, установленному уполномоченным органом.
Для своевременного произведения расчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель потребитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, получить в ТСО счет-фактуру и акт приема-передачи за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в расчетном периоде.
В течение 3 рабочих дней потребитель должен подписать акт приема-передачи тепловой энергии и возвратить второй экземпляр в ТСО либо представить мотивированный отказ. В случае неполучения или невозврата потребителем акта приема-передачи тепловой энергии в указанный срок такой акт считается согласованным сторонами и не может быть оспоренным.
Из пункта 11.1 договора N Т-51111 следует, что он заключен на срок до 31.12.2017 и вступает в силу с 01.01.2017, взаимоотношения сторон в период с 01.01.2017 до момента заключения договора регулируются условиями договора N Т-51111.
Оснований считать, что указанный договор в спорный период являлся недействующим, не имеется.
Учитывая условия договора N Т-51111, к отношениям сторон по нему подлежат применению, в том числе положения ГК РФ о договорах энергоснабжения.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункту 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу норм статьи 544 ГК РФ, условий договора между сторонами оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Поставка истцом в январе - апреле 2017 года в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика и обозначенные в приложении N 1 к договору N Т-51111, тепловой энергии подтверждается представленными истцом корректировочными актами приема-передачи, отчетами о потреблении тепловой энергии и теплоносителя и ООО "УК ЖКХ" не отрицается.
Учитывая условия договора N Т-51111 об обязанностях потребителя для своевременного произведения расчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель получать у теплоснабжающей организации, в трехдневный срок представлять свои мотивированные возражения на акты приема-передачи энергии, а также условия договора о последствиях неполучения или невозврата ООО "УК ЖКХ" актов приема-передачи энергии, основания не принимать обозначенные выше документы в качестве надлежащих доказательств по делу, не имеется.
Объем поставленной энергии, ее качество и стоимость, а также наличие долга на момент принятия решения в размере 2 906 939 руб. 75 коп. ответчиком путем представления доказательств не опровергнуты.
Как верно указал суд первой инстанции, при расчете стоимости поставленной тепловой энергии истцом применены тарифы, установленные распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 19.12.2016 N 430/01-21.
Поскольку доказательств оплаты поставленной в спорный период тепловой энергии в указанном выше размере не представлено, иск в части взыскания стоимости энергии в заявленном истцом размере (2 906 939 руб. 75 коп.) правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статьи 332 ГК РФ).
Пунктом 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчиком допущена просрочка оплаты полученной от истца тепловой энергии, требование последнего о взыскании с ООО "УК ЖКХ" за период с 16.02.2017 по 10.11.2017 пени на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пени, начиная с 11.11.2017 по день фактической оплаты долга, правомерно.
Отклоняя довод истца о необоснованном вычете из расчета неустойки суммы субсидии, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2.4 Постановления Правительства Тюменской области от 22.06.2015 N 263-п "О мерах социальной поддержки граждан в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги во втором полугодии 2015 года и в первом полугодии 2016 года выше установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тюменской области", на которое ссылается истец, в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (квитанции) сумма субсидии указывается отдельно по каждой услуге и в целом по квитанции. Расчеты за предоставленные коммунальные услуги с населением производятся организациями за вычетом сумм субсидий. При этом ресурсоснабжающие организации выставляют счета исполнителям коммунальной услуги за реализованный коммунальный ресурс по установленным тарифам без вычета сумм субсидий, предусмотренных данным постановлением.
В разделе 3 обозначенного выше Постановления Правительства Тюменской области установлен определенный порядок оформления документов на предоставление субсидий, которые перечисляются напрямую ресурсоснабжающей организации.
Выставление ресурсоснабжающей организацией счета исполнителям коммунальной услуги за реализованный коммунальный ресурс по установленным тарифам без вычета сумм субсидий, предусмотренных данным постановлением, обусловлено необходимостью совершения исполнителем коммунальной услуги действий по формированию реестра граждан, у которых рост платежа за предоставленные услуги превысил ограничения роста платы, указанные в пункте 1 настоящего Положения, являющегося основным документом для получения субсидии. Оснований считать, что законодатель, принимая меры социальной поддержки граждан, предусмотрел оплату всего коммунального ресурса, потреблённого ими, исполнителем коммунальных услуг с последующим возмещением ему уплаченных сумм путём получения субсидии, не имеется. Истец, на котором лежит бремя доказывания своих требований, соответствующие разъяснения Правительства Тюменской области не представил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для начисления пени за просрочку исполнения обязательств по оплате на общую сумму долга без учета суммы перечисленных субсидий.
В отсутствие доказательств чрезмерности взысканной судом первой инстанции пени в размере 336 063 руб. 17 коп. оснований для ее снижения в порядке статьи 333 ГК РФ, на которую сослался ответчик при рассмотрении спора судом первой инстанции, не имеется (пункты 73, 75, 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"), на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Основания для применения положений статьи 404 ГК РФ, согласно которым, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника, и уменьшения размера, подлежащей взысканию с ответчика пени, также отсутствуют, так как не имеется доказательств вины истца в нарушении ответчиком установленного договором N Т-51111 срока оплаты полученной тепловой энергии.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, оснований для изменения или отмены решения в обжалуемой АО "УТСК" части и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 по делу N А70-11821/2017 в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе АО "УТСК", в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на подателя жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
В связи с прекращением производства по апелляционной жалобе ответчика, ему из федерального бюджета применительно к положениям статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при представлении в налоговый орган оригинала платежного поручения N 66 от 24.01.2018 подлежит возврату государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 49, 265, пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
отказ общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 по делу N А70-11821/2017 принять, производство по жалобе прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 66 от 24.01.2018.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2017 по делу N А70-11821/2017 в обжалуемой части - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11821/2017
Истец: АО "УРАЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"