г. Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-169635/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба в порядке упрощенного производства по делу N А40-169635/17, по исковому заявлению АО "АрхБум"
к ОАО "РЖД"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
АО "АРХБУМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 2 996,02 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-169635/17, взыскано с ОАО "РЖД" в пользу АО "АРХБУМ" денежные средства в размере 2 996,02 руб., а также расходы на оплату госпошлины в размере 2 000 руб. В удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 27.12.2012 между ОАО "РЖД" и АО "АРХБУМ" (клиент) заключен договор на организацию расчетов N 5Р22-0910/13. Договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оататой провозных платежей, сборов, штрафов, платы за перевозку грузов и порожних вагонов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и порожних вагонов в экспортном, импортом и внутригосударственном сообщении.
В соответствии с разделом 3 договора Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей. ОАО "РЖД" учитывает поступившие от Клиента денежные средства на ЛС Клиента и производит списание с ЛС Клиента сумм, причитающихся ОАО "РЖД" платежей в порядке, установленном договором.
В октябре-декабре 2016 года с различных станций на станцию Исакогорка Северной железной дороги осуществлялась перевозка гружёных платформ:
N 42141697, N 42217166, N 42217265, N 42238568, N 42217174, N 42215954,
N 42142166, N 42238451, N 42142927, не принадлежащих перевозчику, с оформлением железнодорожных накладных: ЭЫ612086, ЭБ1237238, ЭЫ216055, ЭШ260845, ЭЧ462197, ЭЫ100523.
Согласно сведениям, указанным в накладных: ЭЫ612086, ЭБ1237238, ОБ1216055, ЭШ260845, '34462197, 'ЗЫ100523 вагоны следовали с грузом на станцию Исакогорка в адрес грузополучателя АО "АЦБК". При принятии груза к перевозке провозная плата за данные вагоны была рассчитана перевозчиком на станции отправления по тарифной схеме N 8 за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в груженом рейсе, которая в соответствии с пунктом 2.6.1.1 прейскуранта N 10-01, определяется за перевозку грузов в собственных универсальных вагонах (крытые, платформы, полувагоны), в общей сумме по спорным накладным в размере 160 819 рублей.
Согласно технических паспортов на вагоны N 42141697, N 42217166, N 42217265, N 42238568, N 42217174, N 42215954, N 42142166, N 4223 8451, N 42142927 тип вагона был определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относятся к собственному подвижному составу, то есть являются собственными специализированными платформами.
В соответствии со вторым разделом п. 4,2.: "8-значная система нумерации собственных грузовых вагонов парков железных дорог колеи 1520 мм" справочника моделей грузовых вагонов, утвержденным комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 01.06.2005, модели грузовых вагонов, использованных АО "АРХБУМ" имеют код особенности модели - 5406, обозначающий тин вагона, в данном случае это Платформа 4-осная, для перевозки лесоматериалов.
Как указано выше вагоны N 42141697, N 42217166, N 42217265, N 42238568, N 42217174, N 42215954, N 42142166, N 42238451, N 42142927 является собственными специализированными платформами для перевозки лесоматериалов. Расчет провозной платы за перевозки грузов в данных платформах должен осуществляться в соответствии с правилами пункта 2.8.1 Прейскурантах" 10-01 "Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах" по тарифной схеме N 9 с применением коэффициента 3,333 согласно п. 4 приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) специализированных платформах для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров.
Из железнодорожной накладной N ЭЧ462197 следует, что плата за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД за вагон N 42238451 модели 13-2114-07 была взята как за универсальную платформу по тарифной схеме N 8 в размере
II 050 рублей, а за вагон N 54380555 той же модели 13-2114-07 была взята как за специализированную платформу в размере 10 905 рублей, что соответствует тарифной схеме N 9.
Согласно технического паспорта на вагон N 54380555 тип вагона был определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относится к собственному подвижному составу, то есть является собственной специализированной платформой.
Таким образом, в результате к одной и той же модели платформы 13-2114-07 по одноимённому маршруту, с одинаковым наименованием и массой груза были применены различные тарифные схемы Прейскуранта N 10-01 и коэффициенты индексации к базовым ставкам тарифов Приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.
Перевозчиком истцу были выставлены счета-фактуры от 15.10.2016, от 26.11.2016, ог 20.11.2016, от 10.10.2016, от 05.12.2016, от 31.10.2016, от 10.02.2012, от 10.02.2012, от 20.03.2012, от 25.03.2012.
С лицевого счета истца, открытого в Северном ЦФ'ГО но перечням первичных документов N 2016103 or 15.10.2016, N 2016115 от 25.11.2016, N 2016114 от 20.11.2016, N 2016102 от 10.10.2016, N 2016121 от 05.12.2016, N 2016106 от 31.10.2016 были списаны денежные средства в счет оплаты перевозки 9 платформ по спорным накладным.
АО "АРХБУМ" рассчитана провозная плата по каждой платформе, принятой к перевозке по спорным накладным, исходя из расстояния перевозки по тарифной схеме N 9, и стоимость перевозки по указанным в расчете накладным составляет в общей сумме 158 280 руб. Ответчиком по спорным перевозкам списано со счета 160 819 руб.
При таких обстоятельствах разница между данными суммами в размере 2 996, 02 руб.
Претензионный порядок, предусмотренный статьей 120 УЖТ РФ, истцом соблюден. В адрес ответчика направлена претензия, в удовлетворение которой было отказано.
В настоящее время при проведении расчета провозной платы с использованием автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления
перевозочных документов "ЭТРАН" ОАО "РЖД" провозная плата по платформам, указанным в исковом заявлении, определяется по тарифной схеме N 9 как за перевозку на собственных (арендованных) специализированных платформах для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров.
На основании изложенною, руководствуясь ст.1102 ГК РФ, суд взыскал с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 2 996,02 рублей провозной платы необоснованно им удержанной.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать ею управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ).
Согласно статье 2 УЖТ РФ и статье 8 Закона N 17-ФЗ плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
При определении размера провозной платы за перевозку грузов российскими железными дорогами подлежат применению тарифы, установленные Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации or 17.06.2003 N 47-т/5 (Тарифное руководство N 1), пунктом 1.1 которого определено, что уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти но регулированию естественных монополий на транспорте.
Согласно пункту 2.4.1 и 2.4.1.4 Тарифного руководства N I Прейскуранта N 10-01, утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, железнодорожный тариф для собственных (арендованных) вагонов состоит из платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД и определяется по тарифным схемам, указанным в таблице N 6 и N 7 приложения 5 названного Тарифного руководства (тарифная схема N 8 пункт 1.1.3 или N 9 пункт 1.1.4 часть 2 Тарифного руководства N 1 (в зависимости от типа подвижного состава)).
С 01.01.16 г. к базовым ставкам тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, расчеты за которые осуществляются в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", установлен индекс, определяемый по правилам раздела 2 части 1 Прейскуранта N 10-01, согласно приложениям N 1, N 5, N 7 к приказу ФЛС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД".
Так согласно п. 3 и и. 4 приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 (в зависимости от типа подвижного состава) в 2016 г. к ставкам тарифов на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) универсальных платформах применялся коэффициент 3,540, а к ставкам тарифов на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) специализированных платформах для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров применялся коэффициент 3,333.
Тарифы на перевозку грузов установлены Постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 года N 47-т/5, различны в зависимости от типа вагона - универсальный или специализированный.
При заполнении в техническом паспорте формы ВУ-4-М модели вагона, общих данных о вагоне и его оборудовании необходимо руководствоваться справочным материалом "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Альбом-справочник", согласованным Комиссией Совета но железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 27 -29 января 2010 г., г. Железногорск), "Справочником моделей грузовых вагонов", утвержденным Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от
I 0 - 1 1 июля 2007 г., г. Москва) и Комиссией Совета по железнодорожному транспорту специалистов по информатизации железнодорожных администраций (протокол от 20-21 сентября 2005 г., г. Москва).
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД.
АО "АРХБУМ" в накладных указано в качестве плательщика ж.д. тарифа. Кроме того, списание провозной платы произведено с лицевого счёта АО "АРХБУМ". Требование АО "АРХБУМ" квалифицировало нормами материального права, регулирующие отношения участников гражданского оборота как кондикционные.
По прейскуранту 10-01 тариф определяется по типу вагонов. Модели вагонов у АО "АРХБУМ" по паспорту - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относится к собственному подвижному составу, то есть является собственной специализированной платформой.
К одной и той же модели платформы 13-2114-07 по одноимённому маршруту, с одинаковым наименованием и массой груза были применены различные тарифные схемы Прейскуранта N 10-01 и коэффициенты индексации к базовым ставкам тарифов Приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.
Согласно технических паспортов на вагоны N 42141697, N 42217166, N 42217265, N 42238568, N 42217174, N 42215954, N 42142166, N 42238451, N 42142927 тип вагона был определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относятся к собственному подвижному составу, то есть являются собственными специализированными платформами.
В соответствии со вторым разделом п. 4.2.: "8-значная система нумерации собственных грузовых вагонов парков железных дорог колеи 1520 мм" справочника моделей грузовых вагонов, утвержденным комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 01.06.2005, модели грузовых вагонов, использованных АО "АРХБУМ" имеют код особенности модели - 5406, обозначающий тип вагона, в данном случае это Платформа 4-осная, для перевозки лесоматериалов.
С конца июля месяца 2017 г. ответчик самостоятельно специализированные платформы для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относятся к собственному подвижному составу АО "АРХБУМ", то есть являются собственными специализированными платформами.
Так по вагону N 42238568 по накладной ЭЙ 275948 от 31.08.2017 г. ответчиком применена схема N 9 как по специализированным платформам для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07, хотя по настоящему делу произвели взыскание тарифа по схеме N 8.
Аналогичная ситуация и по другим вагонам. Согласно справок о вагоне из АБД ПВ вагон N 422159996 в 2016 г. числился как универсальная платформа и использовался тарифная схема 8, а уже согласно справки от 29.11.2017 г. этот же вагон числится как платформа для лесоматериалов. АО "АРХБУМ" изменений в АБД ПВ не вносил, уведомлений от ответчика об изменении данных в АБД ПВ от ответчика не получал.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-169635/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.