г. Саратов |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А57-31076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании публичного акционерного общества "Саратовэнерго" Лукмановой Д.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2018 N 37, представителя Государственная жилищная инспекция Саратовской области Шапкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 13.03.2017 N 01-66,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Саратовэнерго"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2018 года по делу N А12-31076/2017 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовэнерго" (410005, г. Саратов, ул. им. Рахова В.Г., д. 181, ОГРН 1026402199636, ИНН 6450014808)
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998),
третье лицо: Жураковская Ольга Васильевна (Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Саратовэнерго" (далее - ПАО "Саратовэнерго", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 18.09.2017 N 248-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
Решением суда первой инстанции от 11 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Саратовэнерго" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Жураковская Ольга Васильевна в судебное заседание не явилась, явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.08.2017 N 1148 с целью проверки доводов, указанных в обращении от 25.07.2017 N 12518-01-07ж заявителя, проживающего по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Саратовэнерго", по результатам которой составлен акт проверки от 18.09.2017 N 707-05-06.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) в декабре 2016 года, январе, марте, апреле, мае, июне 2017 года общество начисляло потребителям многоквартирного дома по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, с применением объема коммунальной услуги по электроснабжению, рассчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которые превысили объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды по электроснабжению.
18.09.2017 административным органом ПАО "Саратовэнерго" выдано предписание N 248-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 18.12.2017 произвести в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, перерасчет платы по коммунальной услуге электроснабжение за декабрь 2016 года, январь, март, апрель, май, июнь 2017 года в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, а именно определить объем электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенной на основании технического паспорта многоквартирного дома.
ПАО "Саратовэнерго", полагая, что выданное инспекцией предписание от 18.09.2017 N 248-05-05 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, что подтверждается актом определения готовности многоквартирного дома к организации учета электрической энергии от 24.04.2013 (т. 1, л.д. 21-25).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
При этом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую на общедомовые нужды при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, ограничено нормативами потребления на общедомовые нужды.
Доказательств того, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, обществом в материалы дела не представлено.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при расчете платы ПАО "Саратовэнерго" должно было применить данные технического паспорта об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из пояснений ПАО "Саратовэнерго" следует, что ПАО "Саратовэнерго" предпринимались меры по получению недостающей документации путем обращения в ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости", согласно письму ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" от 19.10.2017 сведения и техническая документация на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Саратовская область, Ртищевский район, с. Шило-Голицыно, ул. Юбилейная, д. 29, в архиве отсутствуют, что делает невозможным исполнение оспариваемого предписания.
ПАО "Саратовэнерго" указало, что запросы о предоставлении информации, необходимой для определения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, направлены в июне 2012 года в администрацию Ртищевского муниципального района, ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ, Государственную жилищную инспекцию Саратовской области, ГУП "Сартехинвентаризация".
Какая-либо информация от указанных лиц не поступила.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Саратовэнерго" при определении размера общей площади каждого жилого помещения в данном многоквартирном использовало информацию, размещенную на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Сведения об общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме получены ПАО "Саратовэнерго" с сайта в сети Интернет, на котором управляющие организации раскрывают общую информацию о многоквартирном доме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, а также из акта определения готовности многоквартирного дома к организации учета электрической энергии от 24.04.2013, составленного ПАО "Саратовэнерго" и администрацией Шило-Голицынского муниципального образования.
Апелляционный суд считает, что указанные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил содержания общего имущества).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Кроме того, из пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, следует, что в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят, в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, обязанность по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, возложена на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ПАО "Саратовэнерго" должно было принять меры по получению необходимых сведений от управляющей организации или собственников помещений, либо провести самостоятельную работу (осмотр с управляющей организацией, иные меры), с целью уточнения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома.
Соответствующих мер обществом не принято.
Из представленных в ходе проверки заявителем документов не усматривается, каким образом произведен расчет норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ПАО "Саратовэнерго" о признании недействительным предписания инспекции от 18.09.2017 N 248-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2018 года по делу N А57-31076/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.