город Воронеж |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А14-20267/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цурган Т.Д.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кузмич Н. О., представителя по доверенности от 29.12.2017;
от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 по делу N А14-20267/2017 (судья Козлов В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (ОГРН 1113668054675, ИНН 3665086317, город Воронеж) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, город Воронеж) о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 11.09.2017 N 04-31/409,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - заявитель, ОАО "УК Советского района", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ответчик, ГЖИ Воронежской области) от 11 сентября 2017 года N 04- 31/409 части пунктов 1 и 2.
Решением от 14.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ОАО "УК Советского района", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на принятие 12.10.2013 собственниками помещений МКД N 15 по улице Космонавтов города Воронежа решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Считает, что при расчете платы за холодное водоснабжение инспектором ГЖИ Воронежской области допущена ошибка, в результате чего сделан вывод, что в марте 2017 года был превышен норматив потребления холодной воды, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Также ссылается на то, что в ходе проверки ГЖИ Воронежской области не исследовались обстоятельства применения неправомерной площади при начислении размера платы за холодное водоснабжение.
В судебное заседание представители заявителя не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что многоквартирный дом (далее - МКД) N 15 по улице Космонавтов города Воронежа находится в управлении ОАО "УК Советского района", о чем имеется протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 17.01.2012 N 2 и заключенный на его основании договор от 01.02.2012 N 15/46.
ГЖИ по Воронежской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за электроэнергию и холодную воду, потребленные при содержании общего имущества в МКД.
Результаты проверки отражены в акте от 11.09.2017 N 04-29/785, согласно которому заявитель произвел в марте - мае 2017 года расчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в указанном МКД, сверх норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного по состоянию на 01.11.2016 года приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1. За март 2017 года управляющая компания произвела доначисление платы за холодную воду, потребленную в целях содержания общего имущества, в столбце "перерасчет" в составе платы за содержание общего имущества на оплату холодной воды. За апрель - май 2017 года заявитель произвел расчет размера платы за холодную воду, потребленную в целях содержания общего имущества в указанном МКД, сверх норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного по состоянию на 01.11.2016 приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2015 N 105. За июнь 2017 года управляющая компания произвела расчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, сверх норматива, установленного приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1, за холодную воду - исходя из норматива потребления, установленного приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2017 N 128.
Также ГЖИ Воронежской области было выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства от 11.09.2017 N 04-31/409, в соответствии с которым заявителю предписано в срок до 11.11.2017 провести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 15 по улице Космонавтов города Воронежа, за март - май 2017 года, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного по состоянию на 01.11.2016 года приказом УРТ ВО N 39/1, а также за холодную воду, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, за март 2017 года, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного по состоянию на 01.11.2016 приказом ДЖКХиЭ ВО N 105.
Полагая, что указанное предписание в приведенной части противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пунктам 40, 44 названных выше Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги. При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенные исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, определяющие компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 44, 45, 161 ЖК РФ), а также ограничения такой компетенции в отношении размеров платы за общедомовые расходы соответствующими нормативами, как это предусмотрено пунктами 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, положения пункта 29 Правил N 491 в редакции Постановления Правительства от 26.12.2016 N 1498, суд пришел к выводу, что решения общих собраний собственников помещений, принятые до 01.11.2016, не могут изменять порядок оплаты коммунальных ресурсов для общедомовых расходов, установленный пунктом 29 Правил N 491 и ограничивающий такую оплату нормативами, установленными субъектами Российской Федерации.
Соответственно, не допускается распределение между собственниками помещений в многоквартирном доме сверхнормативных расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме от 12.10.2013 принято до внесения в пункт 29 Правил N 491 изменений, предусмотренных Постановлением Правительства от 26.12.2016 N 1498, следовательно, внесенные изменения не могли быть учтены собственниками при принятии решения о распределении сверхнормативных расходов на коммунальные услуги по общедомовым нуждам.
Более того, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяет порядок распределения платы за сверхнормативные коммунальные услуги на общедомовые нужды, а не сверхнормативные коммунальные ресурсы на те же нужды. Приведенные положения законодательных и подзаконных актов опровергают доводы заявителя о возможности принятия решения о распределение общедомовых расходов без каких-либо ограничений, установленных жилищным законодательством.
Также судом области верно учтено, что заявителем в марте 2017 года при расчете размера платы за холодную воду ошибочно была использована только площадь жилых помещений (1548,9 кв. м), а не жилых и нежилых в сумме (1590,4 кв. м), что повлекло увеличение размера платы.
В материалы дела представлена копия приказа от 21.02.2018 N 87 о внесении изменений в акт проверки и предписание, согласно которому ГЖИ внесла изменения в акт проверки от 11.09.2017 N 04-29/785 и в предписание от 11.09.2017 N 04-31/409, исключив слова "по состоянию на 01.11.2016" и "по состоянию на 1 ноября 2016 г."
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что обжалуемое предписание является законным и обоснованным, а требование заявителя - не подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2018 по делу N А14-20267/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.