Омск |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А46-1172/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7862/2018) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2018 по делу N А46-1172/2018 (судья Захарцева С.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поли-Про-Пак" (ИНН 5501056469, ОГРН 1025500509605)
к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
3-е лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117)
о признании незаконным постановления
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Малыгин Сергей Михайлович по доверенности от 15.06.2016 сроком действия 3 года;
от заинтересованного лица: Веселкова Ирина Анатольевна по доверенности N Исх-АГ/03-64 от 15.01.23018 сроком действия 1 год;
от 3-го лица: представитель не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Поли-Про-Пак" (далее - заявитель, ООО "Поли-Про-Пак", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрация города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- о признании незаконным постановления от 28.11.2017 N 1303-п об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 0 м в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежило здание, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Омская, д. 210, корпус 1;
- об обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 0 м в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469.
Определением от 14.03.2018 по ходатайству Администрации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от второго требования, поскольку Администрацией по заявлению от 07.12.2017 было выдано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.06.2018 по делу N А46-1172/2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным постановление Администрации города Омска от 28.11.2017 N1303-п об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 0 м в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица Омская, д. 210, корпус 1, как несоответствующее требованиям закона.
В части второго требования суд принял отказ заявителя от иска и прекратил производство в данной части по делу.
Судебный акт мотивирован неоднократным обращение заявителя за утверждением отклонений от предельных параметров, отсутствием оснований для отказа в их утверждении и нарушением процедуры проведения публичных слушаний.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение нормативов градостроительного планирования по количеству парковочных мест; устранением всех замечаний лишь в заявлении от 07.12.2017, по которому комиссией было принято положительное решение; отсутствием возможности завершения строительства, поскольку объект располагался в зоне ЖЗ-580 (зона жилой застройки средней этажности), в которой размещение офисов, магазинов, торговых комплексов и центров относится к условно разрешенным видам использования; необоснованным применением судом к спорным правоотношениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу лишь с 28.11.2017 и статьей 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не имеющим отношения к спорным вопросам.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Поли-Про-Пак" просит оставить оспариваемое решение без изменения, поскольку к заявлению была приложена проектная документация; вопрос о возможности размещения парковочных мест на испрашиваемом участке был снят с рассмотрения заместителем председателя комиссии; общество трижды обращалось за утверждением отклонений разрешенного строительства; заявитель ограничен сроком договора аренды для завершения строительства.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, заявитель - доводы отзыва на нее.
Надлежащим образом уведомленное третье лицо явку своего представителя в процесс не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие данного лица по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 1/д-2016 от 14.01.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области зарегистрировано право собственности ООО "Поли-Про-Пак" на объект незавершенного строительства, назначение: техно-торговый центр, площадь застройки: 587.8 кв. м., адрес (местоположение): Омская область, г. Омск, ул. 25-я Линия, д. 60, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права серия 55 N 154415, выдано 01.02.2016.
Руководствуясь статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Поли-Про-Пак" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду на срок до 3 лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469 для целей окончания строительства указанного выше объекта незавершенного строительства.
Письмом от 01.06.2016 Департамент имущественных отношений отказал в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469.
Указанный отказ был оспорен в судебном порядке и решением по делу N А46-8780/2016 признан незаконным, на административный орган возложена обязанность в семидневный срок с даты вступления решения в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469 сроком на три года и направить его ООО "Поли-Про-Пак" с предложением о заключении соответствующего договора.
Во исполнение указанного судебного акта был заключен договор аренды N Д-Ц-13-189 от 04.08.2017 на земельный участок из земель (категория земель): земли населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:120101:12469 площадью 1047 кв. м местоположение участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: нежилое строение, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск. Центральный административный округ, улица Омская, дом 210, корпус 1 предоставлен ООО "Поли-Про-Пак" для завершения строительства техно-торгового центра сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней.
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469 земельный участок располагается в территориальной зоне ЖЗ-580, предназначенной для многоквартирных домов средней этажности. Магазины, торговые комплексы и центры предусмотрены в данной территориальной зоне только как условно разрешенные виды использования.
Минимальные отступы от красных линей до здания, строения, сооружения предусмотрены для нового строительства в размере 6 м.
Согласно проектной документации "Реконструкция объекта незавершенного строительства "Техно-торговый центр по адресу: ул.25 линия, д.60 в Центральном административном округе под торгово-офисное здание" раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" 3083-ПП.ПЗУ размещение здания планируется со стороны ул.25 линия непосредственно вдоль красной линии.
23.08.2017 ООО "Поли-Про-Пак" обратилось в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120101:12469 в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений сооружений до 0 м.
В составе документов, указанных в приложении к заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, поданному заявителем, указаны свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2016, проектная документация шрифт 3083-ПП.ПЗУ.
По результатам публичных слушаний подготовлено Заключение от 31.10.2017 и Рекомендации от 09.11.2017 об отказе в согласовании отклонений от разрешенного строительства.
На основании постановления Администрации города Омска от 28.11.2017 N 1303-п было отказано ООО "Поли-Про-Пак" в предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в связи с отсутствием у заявителя проекта реконструкции торгово-офисного здания, а также отсутствием возможности размещения достаточного количества парковочных мест на испрашиваемом земельном участке.
07.12.2017 заявитель повторно обращался с аналогичным заявлением, в связи с чем, ему было предоставлено испрашиваемое разрешение.
Также 21.05.2018 постановлением Администрации N 485-п "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120101:12469 разрешено использовать условно разрешенный вид использования земельного участка под размещение административных зданий, офисов, магазинов, торговых комплексов и центров.
Не согласившись с постановлением от 28.11.2017 N 1303-п, общество обжаловало его в суде первой инстанции, отказавшись от требования о восстановлении нарушенного права, в связи с его фактическим удовлетворением.
19.06.2018 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Обществом обжалуется постановление Администрации города Омска от 28.11.2017 N 1303-п, которым отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в виде установленных размеров отступов от границ красных линий.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент и др.
Распоряжением N 101 Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 20.01.2016 утвержден градостроительный плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469, согласно которому разрешенный отступ от красных линий составляет 6 м.
При этом, согласно проектной документации, предусматривающей реконструкцию незаконченного строительством техно-торгового центра планируемая площадь застройки располагается вдоль ул.25 линия вплотную к красной линии.
Как следует из части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Постановление от 28.11.2017 N 1303-п принято Администрацией в связи с отсутствием у заявителя проекта реконструкции торгово-офисного здания, а также отсутствием возможности размещения достаточного количества парковочных мест на испрашиваемом земельном участке.
Однако, как было выше сказано к заявлению от 23.08.2017, с которым ООО "Поли-Про-Пак" обратилось в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, были приложены свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2016, проектная документация шрифт 3083-ПП.ПЗУ.
В материалах дела имеется проектная документация шрифт 3083-ПП.ПЗУ "Реконструкция объекта незавершенного строительства "Техно-торговый центр по адресу: ул.25 линия, д.60 в Центральном административном округе под торгово-офисное здание" раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка".
Каких-либо доводов о том, что была представлена иная проектная документация или представленный документ не был полным, Администрацией ни в отпариваемом решении, ни в ходе рассмотрения дела в суде не приводилось.
Второе основание отказа касалось отсутствия возможности размещения достаточного количества парковочных мест на испрашиваемом земельном участке. Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Пунктом 5.10.11 Решения Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" предусмотрены расчетные показатели и нормативные параметры градостроительного проектирования открытых наземных стоянок для временного хранения легковых автомобилей: 25 кв.м./машино-место.
При этом, в пункте 5.10.12 данного нормативного акта предусмотрено для офисных, административных зданий - 25 машино-мест на 100 работающих, для торговых - 12 на 100 кв.м. торговой площади.
Согласно названному проекту для торговой площади предусмотрено 5-7 машино-мест, для офисной части - 10-12 машино-мест. Итого необходимое количество парковочных мест - 17.
Согласно схеме в проектной документации запланировано 18 парковочных мест на соседнем земельном участке (вдоль улицы 25 линия): 9 с одной стороны и 9 - с другой.
Каких-либо доводов об ошибках в расчете необходимого количества машино-мест Администрацией суду не приведено. Напротив, та же самая проектная документация, предполагающая размещение стояночных мест не на территории арендуемого земельного участка, а на территории соседних земельных участков, относящихся к местам общего пользования, послужила основанием для принятия положительного решения о разрешении отступов по заявлению от 07.12.2017.
Таким образом, отсутствовали основания для отказа в разрешении отклонений от разрешенного использования земельного участка, в связи с чем, постановление Администрации обоснованно признано судом недействительным.
Ссылка Администрации на то, что постановления от 28.11.2017 N 1303-п об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 0 м в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:12469 не могло быть признано недействительным, так как не нарушало прав заявителя, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку только совокупность двух разрешений (на отклонение от установленных отступов и на условно разрешенный вид использования земельного участка) могла обеспечить заявителю получение разрешения на строительство объекта.
При этом, ссылка Администрации на то, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям статью 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившую в силу лишь с 28.11.2017 и статьи 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не имеющую отношения к спорным вопросам, является верной, но не повлекла принятия неправильного решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, удовлетворив заявление ООО "Поли-Про-Пак", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат распределению, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2018 по делу N А46-1172/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.