г. Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-178058/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-178058/17, принятое судьей О.В. Каменской (21-1066),
по иску ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" (ОГРН 1034100661154)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третьи лица: ФГУП "Национальные рыбные ресурсы", АО "ЕЭТП"
о признании незаконным решения
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Михалева Н.А. по дов. от 26.12.2017, |
от третьих лиц: |
не явились, извещены |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве (заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Московское УФАС России) о признании недействительным решения от 26.05.2017 по делу N 2-57-5548/77-17.
Определением от 02.11.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" и АО "ЕЭТП".
Решением от 18.12.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с решением суда, ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо (ФГУП "Национальные рыбные ресурсы") с доводами заявителя не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" на действия ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" (Заказчик) при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Московского УФАС России Заказчиком представлены запрошенные антимонопольным органом документы и сведения.
Рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании второй частей заявки ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" несоответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона N 0573100015017000006 от 05.05.2017 заявка ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании не предоставления в составе второй части заявки требуемых документов и сведений.
Так Заказчиком в п. 1.5.2 документации об электронном аукционе установлены единые требования к участникам закупки, а также в пп. 4.2.1.2 п. 4.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, указанные в разделе II "Информационная карта электронного аукциона", подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1.5.2.1 и п. 1.5.5 (при наличии таких требований) настоящего раздела, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1.5.2.2 - 1.5.2.7 настоящего раздела;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено в разделе II "Информационная карта электронного аукциона". При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, в случае, если предоставление таких преимуществ предусмотрено в разделе II "Информационная карта электронного аукциона";
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в разделе II "Информационная карта электронного аукциона" в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов;
- декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком в разделе II "Информационная карта электронного аукциона" ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
На заседании Комиссии Московского УФАС России представитель Заказчика предоставил копию скриншота из личного кабинета Заказчика электронной площадки АО "ЕЭТП" согласно которой, во второй части заявки Заявителя не представлены в полном объеме документы предусмотренные пп. 4.2.1.2, 4.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе", так например, в составе второй части заявки отсутствуют декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1.5.2.2 - 1.5.2.7 документации, а также в составе второй части заявки отсутствуют указанные в п. 2 - 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" документы, в частности, отсутствует копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
26.05.2017 Московским УФАС России принято решение по делу N 2-57-5548/77-17, которым жалоба ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" признана необоснованной, жалоба на действия АО "ЕЭТП" передана в ФАС России.
Полагая решение от 26.05.2017 недействительным, ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках его компетенции на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", Положения о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331), п. 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30).
В силу норм ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с ч. 19 ст. 68 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные п.2 - 6 и 8 ч.2 ст.61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
К таким документам п. 2 ч. 2 ст. 61 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" отнесены копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части.
В силу приведенных норм заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, не только в случае дефектов второй части самой заявки, но и при выявлении нарушений в документах и информации, которые предусмотрены п. п. 1, 3 -5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
К таким документам в силу п. 4 ч. 2 ст. 62 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" отнесена и копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации.
Данные документы заявителем не представлены, материалы дела свидетельств об обратном не содержат, а заявителем доказательства иного не представлены.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учитывал следующее.
Согласно ч. 9 ст. 105 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В настоящем случае, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии антимонопольного органа Заявителем не представлены доказательства, документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе в части наличия в составе второй части заявки требуемых документов и сведений, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое решение антимонопольного органа соответствующим требованиям законодательства в сфере государственных закупок и, как следствие не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФАС России не подлежит удовлетворению в виду отсутствия процессуальных оснований.
Необоснованным и не подлежащим удовлетворению является и ходатайство подателя апелляционной жалобы об истребовании у ФАС России материалов дела N ВП 296/17.
В материалах дела имеются достаточные и необходимые доказательства, имеющие значение для правильного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на просмотр вкладки "Аккредитованные сведения и документы на дату и время окончания подачи заявок" необоснованные, поскольку у заказчика отсутствует нормативно обоснованная обязанность учета таких документов в электронной форме вместо предусмотренных в соответствии со ст. 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-178058/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178058/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2018 г. N Ф05-8862/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ДЕЛЬТА-ОЙЛ"
Ответчик: Управление ФАС России по г.Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
Третье лицо: АО "ЕЭТП", ФГУП "НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ", ФГУП "Нацрыбресурс"