г. Челябинск |
|
13 марта 2018 г. |
Дело N А07-30127/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Скобелкина А.П., Плаксиной Н.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2017 года по делу N А07-30127/2017 (судья Зиганшина Ю.С.).
В заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф - Мохова Т.Ю. (доверенность от 21.07.2017 N 105),
Министерства экономического развития Республики Башкортостан - Муфазалова К.Р. (доверенность от 19.12.2017 N 79).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф (далее - заявитель, ГБУЗ РССМП и ЦМК, учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству экономического развития Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Минэкономразвития РБ, Министерство, уполномоченный орган) с заявлением о признании незаконным действий по возврату заявки на проведение закупки на оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению г. Уфы и Уфимского района (письмо от 14.09.2017 N 48-8618) и обязании осуществить размещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещения о поведении закупки на оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению г. Уфы и Уфимского района Республики Башкортостан с техническими характеристиками, определенными заказчиком (с учетом уточнения заявленных требований, т. 3, л.д. 121 - 126).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 по настоящему делу требования, заявленные учреждением удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы ссылаются на то, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что в связи с отсутствием автомобилей скорой помощи в Классификации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", срок полезного использования основных средств, не указанных в Классификации, устанавливается по аналогичным средствам или с учетом рекомендаций организаций-изготовителей или в соответствии с техническими условиями. В соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, автомобили скорой помощи (микроавтобусы) можно отнести к автобусам особо малого класса (длиной до 5 метров) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" они должны входить в четвертую группу амортизируемого имущества со сроком полезного использования свыше 5 лет. В этой связи, указание в объекте закупки года выпуска не ранее 2014 может привести к ограничению количества участников закупки, что повлечет нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции"). Кроме того, в представленных документах имеется ряд несоответствий требованиям законодательства в сфере закупок. Так, объектом закупки является оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению г. Уфы и Уфимского района Республики Башкортостан, и такие технические характеристики, как "дорожный просвет", "мощность двигателя", "механическая коробка передач", "навигатор", не относятся к объекту закупки, так как все требования к характеристикам автомобилей скорой помощи указаны в ГОСТ 33665-2015. В этой связи арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные учреждением, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, ГБУЗ РССМП и ЦМК в Минэкономразвития РБ была подана заявка на проведение закупки на оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению г. Уфы и Уфимского района N 17/02656-005032.
Письмом от 11.09.2017 N 48-8484 (т. 1, л.д. 32, 33) Министерство уведомило учреждение о необходимости пересмотра в срок до 13.09.2017 представленных материалов в составе заявки на закупку, на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и сообщить о принятом решении в срок до 13:00 13.09.2017.
При этом указанное письмо фактически дословно процитировано Министерством в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, как обосновывающее доводы апелляционной жалобы.
Письмом от 14.09.2017 N 48-8618 (т. 1, л.д. 34) заявка N 17/02656-005032 была возвращена Министерством учреждению по причине неустранения заявителем несоответствий требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, изложенных ранее в письме Министерства от 11.09.2017 N 48-8484, и со ссылкой на п. 2.2.7 Порядка взаимодействия Минэкономразвития РБ с заказчиками при определении поставщиков, (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.10.2013 N 468 (далее - Порядок N 468).
В силу условий части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Министерство экономического развития Республики Башкортостан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Башкортостан, в силу пп. "а" п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.10.2013 N 468 "О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 468).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка N 468 заказчики представляют в уполномоченный орган заявку на закупку, которая должна содержать начальную (максимальную) цену контракта и ее обоснование, наименование и описание объекта закупки и существенные условия контракта, проект контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, а также иную информацию, предусмотренную законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Информация в составе заявки на закупку должна обеспечивать соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в числе прочих, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В рассматриваемой ситуации заказчиком в Требованиях к транспортным средствам, используемых для оказания услуг (т. 1, л.д. 15 - 18) в числе прочих, приведены следующие характеристики (показатели) транспортного средства, используемого для оказания услуг, и требуемые значения, - претензии к наличию которых, предъявляются учреждению со стороны Министерства экономического развития Республики: "год выпуска - не ранее 2014"; "дорожный просвет - не менее 165 мм"; "мощность двигателя - не менее 130"; "механическая коробка передач - наличие"; "навигатор - наличие".
При этом в качестве транспортного средства, используемого для оказания услуг, заказчиком указан автомобиль скорой медицинской помощи класса В, по характеристикам (показателям) соответствующий ГОСТ 33665-2015.
Суд отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о том, что наличие характеристики (показателя) транспортного средства, используемого для оказания услуг, и требуемого значения соответственно, "год выпуска - не ранее 2014", может привести к ограничению конкуренции, применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация основных средств), в силу следующего.
В силу условий пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
Согласно пункту 3 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:
первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Пунктом 4 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
В действительности, в четвертой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7 лет включительно) Классификации основных средств, отсутствуют автомобили скорой медицинской помощи.
В то же время, Министерство, ссылаясь в данном случае на то, что "В соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, автомобили скорой помощи (микроавтобусы) можно отнести к автобусам особо малого класса (длиной до 5 метров) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" они должны входить в четвертую группу амортизируемого имущества со сроком полезного использования свыше 5 лет", в связи с чем, указание в объекте закупки года выпуска не ранее 2014, может привести к ограничению количества участников закупки и нарушению требований Закона о защите конкуренции, - не приводит нормативного обоснования указанного утверждения.
Прежде всего, в Единых нормах амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, машины скорой и неотложной медицинской помощи на шасси автомобилей "РАФ" и "УАЗ", отнесены к автомобилям малого класса (с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л), в связи с чем, применительно к Классификации основных средств, уместным бы, являлось проведение аналогии со средствами автотранспортными для перевозки людей (код ОКОФ 310.29.10.24) - автомобили легковые малого класса для инвалидов, - однако данного, Министерством экономического развития Республики Башкортостан не сделано, и соответственно данное обстоятельство не положено в основу писем Министерства - как от 11.09.2017 N 48-8484, так и от 14.09.2017 N 48-8618.
Кроме того, применительно к нормам п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, учреждение в данном случае не лишено права указания года выпуска транспортного средства, учитывая, что данное используется в целях перевозки больных, а потому, должно обладать наиболее приемлемыми эксплуатационными характеристиками, в том числе, и применительно ко временному периоду эксплуатации нанимаемого транспортного средства.
ГОСТ 33665-2015 "Межгосударственный стандарт. Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и испытания" устанавливает, что требования настоящего стандарта распространяются на автомобили скорой специализированной помощи (неонатальной, кардиологической и т.п.), за исключением требований к оснащению специализированным оборудованием.
Стандарт содержит общие требования к медицинскому оборудованию, применяемому вне больниц и клиник, где условия окружающей среды могут отличаться от нормальных условий внутри помещений.
Согласно пункту 3.2.2 ГОСТ 33665-2015 классу B автомобилей скорой медицинской помощи соответствуют автомобили, предназначенные для оказания скорой медицинской помощи силами выездной бригады скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма человека вне медицинской организации.
Приложением А к ГОСТ 33665-2015 является Информация, приводимая в техническом описании при подаче заявки на проведение оценки соответствия транспортного средства требованиям настоящего стандарта.
Техническое описание должно содержать следующую информацию:
Общие сведения: марка транспортного средства; коммерческое наименование транспортного средства; тип транспортного средства; обозначение класса транспортного средства; базовое транспортное средство/шасси; модификация(ии) транспортного средства; категория транспортного средства; экологический класс; код VIN; заявитель и его адрес; изготовитель и его адрес; представитель изготовителя и его адрес; сборочный завод и его адрес; поставщик комплектов для сборки и его адрес; перечень моделей, модификаций, версий, на которые распространяется техническое описание:
Общие характеристики ТС: колесная формула/ведущие колеса; схема компоновки транспортного средства; расположение двигателя; тип кузова/количество дверей; количество мест для сидения (в том числе и для медицинского персонала), тип, модель сидений; количество мест для размещения пациентов (количество носилок, каталок), тип, модель носилок, каталок; габаритные размеры, мм: длина, ширина, высота; база, мм; колея передних/задних колес, мм; масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; технически допустимая максимальная масса транспортного средства, кг; технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси, кг.
Двигатель внутреннего сгорания (марка, тип);
Электрооборудование;
Трансмиссия;
Подвеска;
Рулевое управление (описание);
Тормозные системы;
Шины;
Оборудование транспортного средства;
Используемые материалы и метод изготовления.
Таким образом, ГОСТ 33665-2015 не регулирует требования к дорожному просвету, мощности двигателя автомобилей скорой медицинской помощи, наличия механической либо автоматической коробки передач, - в связи с чем, соответствующие требования могут быть указаны заказчиком самостоятельно, и это не будет противоречить, ни п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ни ГОСТ 33665-2015.
Требования к наличию навигатора также не противоречит, ни ГОСТ 33665-2015, ни п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, и обусловлено, как и прочие характеристики, спецификой назначения и способа применения автомобиля скорой медицинской помощи, так как закупка осуществляется с целью непрерывного оказания скорой медицинской помощи населению города Уфа и Уфимского района Республики Башкортостан, численность которых превышает миллион человек. Кроме того, наличие средства радиосвязи и мобильного абонентского комплекта автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги, являются обязательными согласно пункту 2.38 приложения N 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом деле Министерством не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные учреждением.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2017 года по делу N А07-30127/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30127/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН