г. Киров |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А17-6976/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2017 по делу N А17-6976/2017, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "ДСК-Проект" Пушковой Елены Геннадьевны (ИНН: 3702048055, ОГРН: 1033700120112)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134),
о признании частично незаконным решения N 10153 от 22.06.2017 и о признании незаконным решения N 10152 от 22.06.2017,
установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "ДСК-Проект" Пушкова Елена Геннадьевна (далее -Конкурсный управляющий, ООО "ПИ "ДСК-Проект", Общество, страхователь) обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ивановской области к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение, Фонд) о признании недействительными:
- решения N 10153 о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 22.06.2017 в части 35 447,85 руб.,
- решения N 10152 от 22.06.2017 о выделении (отказе в выделении)средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:
- в принятии к зачету спорных расходов отказано правомерно, так как Общество выплатило пособие по временной нетрудоспособности по ненадлежащее оформленным листкам нетрудоспособности, нарушения в заполнении которых ставят под сомнение наступление страховых случаев.
- Ответственность за проверку правильности заполнения листка нетрудоспособности несет администрация Общества, которая должна проверять правильность заполнения листка, служащего основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
- Поскольку согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также согласно расчету формы 4-ФСС за 2015 начисленные страховые взносы не превышают расходы на цели обязательного социального страхования, поэтому сумма страховых взносов, подлежащая перечислению страхователем, должна быть уменьшена на сумму произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения. То есть в данном случае следует произвести зачет соответствующих сумм, что суд первой инстанции не учел, указав, что зачет требований допускается только при условии соблюдения очередности требований кредиторов (пункт 8 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ).
Институт в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что Фонд незаконно отказал в принятии к зачету расходов страхователя и в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов ООО "ПИ "ДСК-Проект" на выплату страхового возмещения, а также произвел зачет в счет задолженности по уплате страховых взносов, Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, действовал в спорный период), от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, далее - Порядок N 624н), Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утверждены Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81), требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Положениями статьи 1 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ.
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
В силу пункта 11 Порядка N 624н при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением были сделаны выводы о нарушении законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а именно: Обществом произведена оплата пособия по временной нетрудоспособности по листам нетрудоспособности, оформленным лечебным учреждением не надлежащим образом:
- лист N 146145739593 - отсутствует оттиск печати медицинской организации в верхнем правом углу,
- лист N 158796943053 - в поле "Подпись врача" отсутствует подпись лечащего врача,
- лист N 158865028048 - нечитаемая дата освобождения от работы на копии бланка листка.
Между тем, материалами дела подтверждается, что:
- в материалах дела имеется копия листа N 158865028048 с читаемой датой освобождения от работы на копии бланка листка - 27.01.2015.
- Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный листками нетрудоспособности, и наличие у Общества обязанности назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам по спорным листам, Фонд не опроверг.
- Технические недочеты, допущенные лечебными учреждениями при оформлении листков нетрудоспособности, факты наступления страховых случаев не опровергают, листки нетрудоспособности выданы обоснованно; обратного Отделением не доказано.
- Нецелевого расходования спорных денежных средств со стороны Общества Фонд не установил.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.12.2012 N 10605/12, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Кроме того, в постановлениях от 11.12.2012 N 10605/12 и от 26.11.2013 N9383/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая.
Так, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, Фонд не опроверг.
Наличие права на оказание медицинских услуг у лечебных учреждений, врачи которых выдали спорные листки нетрудоспособности, Фонд также не оспаривал.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Кроме того, на основании пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
При рассмотрении позиции заявителя апелляционной жалобы о необходимости уменьшения суммы страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем на сумму произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения, апелляционный суд учитывает следующее.
В силу статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 2 данной статьи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Аналогичная норма, предусматривающая возможность уменьшения суммы страховых взносов, подлежащих перечислению организациями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, предусмотрена частью 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, действовавшим в рассматриваемый период.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно статье 142 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Зачет требования допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (пункт 8 статьи 142 Закона N 127-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно пункту 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Как усматривается из материалов дела, согласно расчету по форме 4-ФСС за 2015 сумма начисленных страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем, составляет 1 239 251,56 руб., расходы на цели обязательного социального страхования - 575 727,8 руб., имеется задолженность на начало расчетного периода 26 969,99 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Фонд подтвердил, что были зачтены расходы страхователя в сумме 575 727,80 руб. в счет уплаты страховых взносов, поэтому ему было отказано в выделении средств.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, очередность удовлетворения требований кредиторов однозначно определена в пункте 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, следовательно, проведение расчетов с нарушением указанной очередности любым способом, в том числе путем зачета, противоречит положениям Закона N 127-ФЗ.
Соответственно, правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Общества в отношении проведенного Фондом зачета.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.11.2017 по делу N А17-6976/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.