12 марта 2018 г. |
Дело N А83-8600/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 12.03.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
при участии представителя Частного предприятия "Крым-2004" - Кошенко А.Ф., доверенность б/н от 05.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 по делу N А83-8600/2017 (судья Куртлушаев М.И.), принятого по заявлению Частного предприятия "Крым-2004" (код ЕГРПО Украины 32764801) в лице филиала Частного предприятия "Крым-2004" в городе Ялте к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым об отмене постановления и понуждении к заключению договора,
установил:
Частное предприятие "Крым-2004" в лице филиала Частного предприятия "Крым-2004" в городе Ялте обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, с учетом уточнений которого просит: признать незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым N 2105-п от 12.05.2017 об отказе Частному предприятию "Крым-2004" в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельного участка общей площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Симеиз, ул. Голубая, в районе д. 5, кадастровый номер 90:25:070102:174; обязать Администрацию заключить с ЧП "Крым-2004" договор аренды земельного участка площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Симеиз, ул. Голубая, в районе д. 5, кадастровый номер 90:25:070102:174, в порядке переоформления ранее существующего права.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 по делу N А83-8600/2017 заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Признано незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым N 2105-п от 12.05.2017 об отказе Частному предприятию "Крым-2004" в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельного участка общей площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Голубая, в районе д. 5, кадастровый номер 90:25:070102:174. Суд обязал Администрацию города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029), Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492) подготовить, подписать в трёх экземплярах проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Симеиз, ул. Голубая, в районе д. 5, и направить его в адрес Частного предприятия "Крым-2004" не позднее месяца со дня принятия решения арбитражным судом. Взыскано с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Частного предприятия "Крым-2004" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 3000,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вопрос заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности относится исключительно к полномочиям органов местного самоуправления. Длительное не освоение участка является существенным нарушением договора, не соответствует цели его заключения и приводит к нарушению прав и законных интересов арендодателя, который вправе ожидать от арендатора добросовестного поведения. В связи с чем, постановлением администрации города Ялты от 12.05.2017 N 2105-п законно отказано в передаче в аренду земельного участка.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Частным предприятием "Крым-2004" указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.12.2004 между Симеизским поселковым советом (арендодатель) и Частным предприятием "Крым-2004" (арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Голубая, в районе дома 5, сроком на 25 лет, до 22.12.2029 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.2 Договора, земельный участок принадлежит к категории земель рекреационного назначения и предоставляется в пользование для строительства и обслуживания рекреационного комплекса.
Согласно свидетельства о постановке на учет, заявитель имеет статус иностранной организации (Украина) с 01.12.2016, в связи с осуществлением деятельности на территории Российской Федерации аккредитованным филиалом ЧП "Крым-2004" в городе Ялте (т.1 л.д. 23).
20.12.2016 Предприятие путем подачи документов через ГБУ "МФЦ" обратилось в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, в порядке переоформления права аренды, возникшего до 21.03.2014, общей площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт Симеиз, ул. Голубая, в районе дома 5, ранее находящегося в пользовании на условиях аренды, приложив соответствующий пакет документов.
Постановлением Администрации N 2105-п от 12.05.2017 Частному предприятию "Крым-2004" было отказано в переоформлении права аренды указанного земельного участка.
Считая, что оспариваемое постановление не соответствует положениям Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с чем нарушает его права, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 29 июля 2017 года, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статья 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливает:
часть 9 - право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации;
часть 13 - стороны по договору аренды, заключившие такой договор до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;
часть 14 - в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в муниципальной собственности, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды в отношении соответствующего земельного участка;
часть 15 - лица, которым находящиеся в муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в отношении земельного участка в срок до 1 апреля 2017 года;
часть 17 - порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым;
часть 18 - в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 (далее - Порядок N 313), на территории муниципального образования городской округ Ялта - Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 года N 37 (далее - Правила N 37).
Так, согласно пунктам 5 - 7 Порядка N 313, пунктам 4 - 6 Правил N 37 переоформление возникшего до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ права аренды земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного лица, поданному в ДИЗО с обязательным приложением документа, подтверждающего возникновение права, и кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, содержащие сведения о его границах.
Пункты 10, 15 Порядка N 313, пункты 8, 9, 13 Правил N 37 устанавливают обязанности уполномоченного органа (ДИЗО и Администрации г. Ялты) по рассмотрению такого заявления:
- ДИЗО осуществляет проверку соответствия места расположения испрашиваемого земельного участка планировке территории, градостроительной документации, нахождения его на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов;
- при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления не позднее 60 дней со дня его поступления Администрация принимает решение о предоставлении земельного участка; ДИЗО подготавливает проект договора с подписанием его со своей стороны и не позднее 65 дней со дня поступления заявления - направляет экземпляр этого договора заявителю.
При этом судебная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае на момент обращения заявителя с заявлением о переоформлении права и истечения срока, в течение которого ДИЗО и Администрация были обязаны совершить эти действия, названные пункты Порядка N 313 не были приостановлены.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав установлен частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как следует из материалов дела, заявитель подал в уполномоченный орган (ДИЗО) заявление о предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления, содержащее необходимые сведения, приложил к нему необходимые документы.
По результатам рассмотрения данного обращения, постановлением Администрации города Ялта от 12.05.2017 отказано частному предприятию "КРЫМ-2004" в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельного участка общей площадью 7503 кв. м, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:070102:174, расположенного по адресу: Республика Крым,г.Ялта, пгт Симеиз, ул. Голубая, в районе дома N 5, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с нарушением условий п.6.2 Договора аренды земельного участка, зарегистрированного 23.12.2004 N 040400100070.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что фактическим основанием для принятия решения послужило нарушение предприятием п. 6.2 Договора, согласно которого земельный участок предоставляется для строительства и обслуживания рекреационного комплекса.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что названные выше нормы законодательства не предусматривают такого основания для отказа в переоформлении права аренды земельного участка как нарушение пунктов заключенного ранее договора аренды.
Судом установлено, что договор аренды земельного участка площадью 0,7503 га, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Голубая, в районе дома 5, заключенный 22.12.2004 между Симеизским поселковым советом и Частным предприятием "Крым-2004", сроком на 25 лет, до 22.12.2029, является действующим, доказательств его расторжения либо признания недействительным в судебном порядке не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 22) закреплено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Данное положение, как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума N 11, устанавливает специальное правило об основаниях и порядке прекращения договоров аренды земельных участков, отличное от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса и статьями 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из изложенного выше следует, что нарушение обязанности по своевременному освоению арендованного земельного участка может являться лишь основанием для расторжения договора аренды земли и не является основанием для отказа в переоформлении права аренды земельного участка.
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Департамента о нарушении арендатором существенного условия, определенного в договоре аренды земли - ввиду неиспользования земельного участка, что, по мнению Департамента, явилось основанием для отказа в перезаключении договора аренды земли.
Доказательств иных оснований послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ ни Администрацией ни ДИЗО не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции установив, что Администрацией в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Предприятию, в порядке переоформления прав, применена норма закона, не подлежащая применению к спорным правоотношениям, правомерно признал незаконным оспариваемое постановление Администрации как принятое с нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа в предоставлении предприятию земельного участка в порядке переоформления прав, с учетом положений регулирующих данный порядок, пришел к правомерному выводу, что нарушенные права и интересы заявителя могут быть восстановлены путем принятия судебного решения о понуждении Администрации и Департамента к заключению с ЧП "Крым-2004" договора аренды земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 по делу N А83-8600/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8600/2017
Истец: филиал Частного предприятия "Крым-2004" в городе Ялте, ФИЛИАЛ ЧП "КРЫМ-2004", ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРЫМ-2004"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ