город Москва |
|
12 марта 2018 г. |
дело N А40-194132/17 |
Резолютивная часть постановления от 05.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017
по делу N А40-194132/17, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ПАО "МОЭСК" (ОГРН 1057746555811)
к УФАС России по г. Москве (ОГРН 1037706061150)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Веклич Н.А. по доверенности от 28.10.2016;
от заинтересованного лица - Айнутдинов Р.Ф. по доверенности от 26.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 в удовлетворении заявленных ПАО "МОЭСК" требований о признании незаконным и отмене постановления УФАС России по г. Москве N 4-9.21-672/77-17 от 28.09.2017 о привлечении ПАО "МОЭСК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 4-9.21-672/77-17 послужило поступившее в УФАС России по г. Москве жалоба заявление АО "Транссервисэнерго" (вх. N 21115 от 18.01.2017) о нарушения ПАО "МОЭСК" недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с АО "Транссервисэнерго".
В ходе проверки доводов жалобы антимонопольным органом установлен факт нарушения заявителем Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
19.09.2017 в отношении ПАО "МОЭСК" составлен протокол об административном правонарушении N 4-9.21-672/77-17 по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 3 л.д. 106-110).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-9.21-672/77-17 УФАС России по г. Москве вынесено постановление о привлечении ПАО "МОЭСК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600.000 руб. (том 1 л.д. 62-66).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта действующему законодательству и соблюдение антимонопольным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в случае повторного совершения административного нарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 2 указанной статьи.
Объективную сторону допущенного заявителем правонарушения составляет несоблюдение обществом установленного п. п. 18, 21 Правил технологического присоединения порядка и срока направления в адрес АО "Транссервисэнерго" уведомления об отсутствии в представленных к заявке сведений, предусмотренных Правилами.
Из материалов дела следует, что АО "Транссервисэнерго" обратилось к заявителю с заявками N 1549-10/16 от 27.10.2016 (вх. от 31.10.2016 N И-16-00-987574/903), N 1550-10/16 от 27.10.2016 (вх. от 31.10.2016 N И-16-00-987575/903), N 1551-10/16 от 27.10.2016 (вх. от 31.10.2016 N И-16-00-987570/903) о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) в интересах потребителей АО "ДЦ Зубаревский", АО "ОФАР", ООО "Бизнес Центр "Пятницкий".
В силу п. 9 Правил технологического присоединения заключение соответствующего договора является обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно п. 18 Правил технологического присоединения лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию: а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями поименованных документов: б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии); в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства; г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии); д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала; е) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; ж) проект договора - по желанию абонента; з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).
В соответствии с п. 20 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в п. 18 указанных Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
Согласно п. 21 Правил технологического присоединения, в случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в подп. "а" п. 18 Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом потребителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление.
Из пояснений сетевой организации следует, что в выписках из договоров энергоснабжения, заключенных между АО "Транссервисэнерго" и АО "Деловой Центр "Зубаревский" (N 062/Э-ДЗ от 14.09.2016), между АО "Транссервисэнерго" и АО "ОФАР" (N 063/Э-ОР от 14.09.2016), между АО "Транссервисэнерго" и ООО "БЦ "Пятницкий" (N 061/Э-БП от 14.09.2016), предоставленных АО "Транссервисэнерго", величина максимальной мощности указана по группе точек поставки. Учитывая заинтересованность сетевой организации в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с АО "Транссервисэнерго", данные замечания отрабатывались в рабочем порядке.
Вместе с тем, сетевая организация в нарушение требований п. 21 Правил технологического присоединения не направила в адрес потребителя (АО "Транссервисэнерго") уведомление об отсутствии в составе заявки сведений, указанных в подп. "а" п. 18 Правил сведений о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребителе ль намеревался заключить договор, с ее распределением по точкам поставки.
Электронным письмом от 10.11.2016 сетевая организация уведомила АО "Транссервисэнерго" о необходимости заполнения приложений N 1, 2, 3 к проекту договора оказания услуг по передаче электрической энергии б/д N б/н.
Письмом от 17.11.2016, направленным по электронной почте, сетевая организация сообщила о необходимости предоставления информации по приложению N 3 (плановые объемы передачи электрической энергии и мощности потребителям заказчика на 2017 год) к проекту договора оказания услуг по передаче электрической энергии б/д N б/н (о необходимости разбить представленную информацию по потребителям и суммарный объем указать отдельно).
Исходя из приложений N 1 (перечень точек поставки электрической энергии) и N 2 (существенные условия договора по каждому потребителю заказчик), требования о содержании в приложении N 1 информации о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки отсутствуют.
Документов, подтверждающих уведомление АО "Транссервисэнерго" о необходимости предоставления к приложению N 2 сведений о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки, административному органу представлено не было.
При этом, административным органом указано, что из писем, представленных заявителем в качестве подтверждения переписки с АО "Транссервисэнерго" в порядке, предусмотренном п. 21 Правил технологического присоединения невозможно достоверно установить лицо, которому они направлялись.
Кроме того, представленная переписка не подтверждает факт уведомления АО "Транссервисэнерго" о необходимости предоставления сведений о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребитель был намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки.
Договор получен представителем АО "Транссервисэнерго" 09.12.2016.
Вместе с тем, датой заключения договора является 30.11.2016, датой начала оказания услуг 01.12.2016.
Общество указывает, что несоблюдение с его стороны требований п. 21 Правил технологического присоединения в рассматриваемом случае невозможно квалифицировать в качестве нарушения прав потребителя и считает, что вменяемое правонарушение является малозначительным.
Согласно п. 1 Правил технологического присоединения они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Под порядком обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии следует понимать детальный и урегулированный нормами публичного права механизм осуществления целого комплекса соответствующих мероприятий.
Соблюдение Правил технологического присоединения предполагает соблюдение сетевой организацией всех норм, которыми регламентирован порядок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Соблюдение установленных Правил технологического присоединения сроков, включая сроки, отведенные на уведомление потребителя о комплектности его заявки (п. 21) призваны обеспечить стабильность положения потребителя, более слабой и зависимой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
В рассматриваемом случае срок направления в адрес потребителя уведомления о некомплектности его заявки составляет шесть дней (п. п. 18, 21 Правил N 861).
Уклонение сетевой организации от исполнения предписанных Правил технологического присоединения норм нарушает права абонента и публичный правопорядок в сфере электроэнергетики.
Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения установлена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 19.09.2017.
В качестве основания для квалификации совершенного обществом правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольным органом указано постановление о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-1581/77-16 от 14.03.2017 (исх. N НП/11626 от 14.03.2017).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения ст. 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 по делу N А40-194132/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.