г. Москва |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А40-157189/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Д.Г. Вигдорчика
рассмотрев апелляционную жалобу Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу N А40-157189/17,
принятое судьей В.Д. Поздняковым (шифр судьи 93-1445), в порядке упрощенного производства,
по заявлению Банка России (ОГРН 1037700013020)
к СПАО "ИНГОССТРАХ" (ОГРН 1027739362474)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола от 04.08.2017 N СЗ-07-ЮЛ-17-9327/1020-1,
Без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Банк России (ОГРН 1037700013020) в лице Главного Управления Банка России по Центральному федеральному округу (далее- ЦБ РФ, Управление) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении СПАО "Ингосстрах" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением от 30.08.2017 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЦБ РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить заявленные требования. Считает, что решение подлежит отмене полностью по основаниям неправильного применения норм процессуального и материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым применить п. 35 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Дальневосточном федеральном округе (с 07.02.2017 наименование - Управление Службы по защите 2 прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе) на рассмотрение поступила жалоба Гудина Александра Николаевича (далее - Заявитель) относительно отсутствия возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа, в том числе с использованием сайта СПАО "Ингосстрах" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вх. N ОЭТ-35 от 09.01.2017).
Из представленных СПАО "Ингосстрах" документов и пояснений административным органом установлено, что 04.01.2017 Гудиным А.Н. осуществлены действия, направленные на заключение договора ОСАГО в электронном виде на сайте СПАО "Ингосстрах" в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.ingos.ru). Вместе с тем, заключить договор ОСАГО не представилось возможным, поскольку из АИС ОСАГО поступил отказ в подтверждении информации, означающий, что представленные Заявителем сведения не соответствуют информации, coдepжaщeйcя в АИС ОСАГО, либо отсутствуют. В связи с изложенным, СПАО "Ингосстрах" направило уведомление о невозможности заключения договора ОСАГО в форме электронного документа N 671284002203 от 04.01.2017 на электронную почту Гудина А.Н. ( g_sanek@inbox.ru).
Из уведомления о невозможности заключения договора ОСАГО N 671284002203 от 04.01.2017, представленного СПАО "Ингосстрах" в Управление Службы, следует, что по результатам автоматизированной обработки запроса, сформированного на основании электронного обращения Заявителя, от АИС ОСАГО получен отказ в подтверждении информации, означающий, что представленные Гудиным А.Н. сведения не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в ней.
Конкретные сведения, которые не прошли проверку в АИС ОСАГО, в уведомлении о невозможности заключения договора ОСАГО N 671284002203 от 04.01.2017 не указаны.
СПАО Ингосстрах осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС N 0928- 03 от 23.09.2015.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии со статьей 1 Закона N 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
С 01.07.2015 в пункт 11 статьи 15 Федерального закона от 25.04. 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" были внесены изменения, согласно которым Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования и форма документа, содержащего сведения о страховании.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен Федеральным законом N 40-ФЗ, Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Указанием Банка России "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 15 Федерального закона N40-ФЗ, и является публичным.
Пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 40-ФЗ.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом N 40-ФЗ.
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного 5 страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ (пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ).
Согласно пункту 10.1 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40- ФЗ, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона N40-ФЗ, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что в целях реализации положений Федерального закона N 40-ФЗ создана автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - АИС ОСАГО), организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является Российский Союз Автостраховщиков (далее - PCА).
Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 4190-У).
Согласно пункту 7 Указания N 4190-У после осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с Указанием N 4190-У страхователю - физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора.
При направлении заявления страхователь вправе направить страховщику в виде электронных копий и (или) электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, путем загрузки соответствующих электронных документов (электронных копий) в личный кабинет страхователя ОСАГО.
В силу положений пункта 8 Указания N 4190-У после направления страхователем заявления в соответствии с Указанием N 4190-У страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40- ФЗ, запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.
По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с пунктом 8 Указания N 4190-У, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.
При получении страховщиком в соответствии с пунктом 8 Указания N 4190- У отказа в подтверждении он направляет на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии (пункт 10 Указания N 4190-У).
Также страховщик доводит до страхователя информацию, указанную в уведомлении, путем отображения сведений на своем сайте (сайте профессионального объединения) в режиме реального времени и сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ.
После направления заявления об изменении в случае поступления отказа, предусмотренного пунктом 8 Указания N 4190-У, страхователь направляет в виде электронных копий или электронных документов страховщику документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 40- ФЗ, путем загрузки соответствующих электронных документов (электронных копий) в личный кабинет страхователя ОСАГО (пункт 10 Указания N 4190-У).
Документов, подтверждающих невозможность исполнения Страховщиком обязанности по направлению уведомления, содержащего сведения, не прошедшие проверку в АИС ОСАГО, при обращении Гудина А.Н. на сайт СПАО "Ингосстрах" 04.01.2017 с целью заключения договора ОСАГО в форме электронного документа, в материалы дела Страховщиком не представлено.
На основании изложенного Управлением сделан вывод, что СПАО "Ингосстрах" не были соблюдены лицензионные требования и условия, установленные пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1, а именно: не исполнена обязанность по направлению уведомления, содержащего сведения, не прошедшие проверку в АИС ОСАГО, при обращении Гудина А.Н. на сайт СПАО "Ингосстрах" 04.01.2017 с целью заключения договора ОСАГО в форме электронного документа.
По данному факту Управлением 04.08.2017 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПАО Ингосстрах по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (СЗ-07-ЮЛ-17-9327/1020-1).
Судом верно установлено, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований действующего законодательства.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд ошибочно применил положение ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ.
Оценив повторно в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ представленные в дело доказательства сторонами, апелляционный суд считает подлежащим отмене решение суда по следующим основаниям.
Вывод суда о применении положений ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, со ссылкой на решения Арбитражного суда города Москвы по делу N N А40-86153/17, А40-136622/17, признается апелляционным судом ошибочным.
Из текста решения по делу N А40-86153/17 следует, что Общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за действия (бездействие) совершенные 03.01.2017, в соответствии с протоколом об административном правонарушении N СЗ-02-ЮЛ-17-4866/1020-1 ОТ 28.04.2017, по обращению А.В. Комаровым. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 решение по делу N А40-86153/17 от 07.07.2017 оставленное без изменений.
Из текста решения по делу А40-136622/17 следует, что Общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за действия (бездействие) совершенные 04.01.2017, в соответствии с протоколом об административном правонарушении N СЗ-59-ЮЛ-17-7365/1020-1 от 26.06.2017, по обращению А.Б. Командровского. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 решение по делу N А40-132622/17 от 18.09.2017 оставленное без изменений.
В то же время апелляционный суд обращает внимание, что основанием для возбуждения Банком России настоящего дела об административном правонарушении (протокол от 04.08.2017 N СЗ-07-ЮЛ-17-93:7/1020-1) явился иной факт неисполнения Страховщиком требований действующего законодательства в сфере заключения электронного полиса ОСАГО.
Из уведомления о невозможности заключения договора ОСАГО N 671284002203 от 04.01.2017 в электронной форме, направленного СПАО "ИНГОССТРАХ" на электронную почту Гудина А.Н., следует, что по результатам автоматизированной обработки запроса, сформированного на основании электронного обращения заявителя, от АИС ОСАГО получен отказ в подтверждении информации, означающий, что представленные Гудиным А.Н. сведения не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО либо отсутствуют в ней.
В соответствии с пунктом 8 Указания N 4190-У при получении страховщиком отказа в подтверждении сведений, направленных страхователем, страховщик направляет на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО.
Также страховщик доводит до страхователя информацию, указанную в уведомлении, путем отображения сведений на своем сайте (сайте профессионального объединения) в режиме реального времени и сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Вместе с тем, конкретные сведения, которые не прошли проверку в АИС ОСАГО, в уведомлении о невозможности заключения договора ОСАГО N 671284002203 от 04.01.2017, страховщиком не указаны, что является нарушением пункта 10 Указания 4190-У.
Данное обстоятельство и явилось основанием возбуждения Банком России в отношении СПАО "ИНГОССТРАХ" дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, сделанный судом первой инстанции по результатам рассмотрения данного дела вывод относительно повторного привлечения СПАО "ИНГОССТРАХ" к административной ответственности не состоятелен, так как ранее Страховщик был привлечен к ответственности по иному факту совершения административного правонарушения. Данные действия (бездействия) образуют самостоятельный состав правонарушения и не связаны с неисполнением Обществом обязанности по направлению страхователю информации относительно сведений, не прошедших проверку в АИС ОСАГО.
Кроме того, суд первой инстанции в решении ссылаясь на два вступивших в законную силу судебных акта делает вывод о повторности третьего нарушения, что также не может признано законным.
С учетом изложенного действие (бездействие) Страховщика, выразившееся в не исполнении обязанности по направлению уведомления, содержащего сведения, не прошедшие проверку в АИС ОСАГО, при обращении Гудина А.Н. на сайт СПАО "Ингосстрах" 04.01.2017 с целью заключения договора ОСАГО в форме электронного документа, образуют событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции не могут быть признаны законными.
При этом рассматривая вопрос о привлечении ответчика к административной ответственности суд учитывает срок на привлечение к административной ответственности. Временем совершения административного правонарушения согласно протокола от 04.08.2017 N СЗ-07-ЮЛ-17-9327/1020-1 (обращение Гудина А.Н.) является 04.01.2017.
Годичный срок для привлечения общества к ответственности подлежит исчислению с момента выявления правонарушения, а именно с 04.01.2017.
Таким образом, срок привлечения к ответственности истекает 04.01.2018.
Апелляционный суд в данном случае учитывает, что апелляционная жалоба Банка России в суд апелляционной инстанции поступила 12.01.2018.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на момент поступления апелляционной жалобы в суд срок на привлечение ответчика к административной ответственности истек. Соответственно, основания для привлечения ответственности ответчика апелляционным судом отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в случае пропуска срока давности привлечения к административной ответственности принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, поскольку этот срок восстановлению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу N А40-157189/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.