г. Вологда |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А05П-322/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Федоров" Барболина М.С. по доверенности от 21.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Федоров" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 04 декабря 2017 года по делу N А05П-322/2017 (судья Скворцов В.В.),
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. им. А.П. Пырерко, д. 15; ОГРН 1028301648253, ИНН 8300010413, далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Федоров" (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 43, офис 32; ОГРН 1058383003755, ИНН 2983002936, далее - Общество) о взыскании 895 456 руб. 18 коп., в том числе 762 787 руб. 77 коп. денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в 2014 и 2015 годах и не возвращенных в добровольном порядке, 96 278 руб. 78 коп. штрафа, 36 289 руб. 63 коп. пеней (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 04 декабря 2017 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Фонда взыскано 777 812 руб. 30 коп., в том числе 677 787 руб. 77 коп., использованных по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования, 67 778 руб. 77 коп. штрафа и 32 245 руб. 76 коп. пеней. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 18 556 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Судом не указано, в чем именно выразилось нецелевое расходование денежных средств. Суд не установил, что именно за счет средств обязательного медицинского страхования Общество производило спорные расходы.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Фонд в отзыве на жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является медицинской организацией, осуществляющей деятельность в системе обязательного медицинского страхования.
Фонд, в целях осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования, на основании приказа директора от 03.11.2016 N 330 провел плановую комплексную проверку соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования за 2014, 2015 годы в отношении Общества.
По результатам проведённой проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования за 2014, 2015 годы Обществом от 01.12.2016.
Согласно акту от 01.12.2016 при расходовании средств не по целевому назначению ответчик использовал средства обязательного медицинского страхования на общую сумму 840 928 руб. 50 коп., в том числе:
1) произведены расходы на сумму 39 990 руб., связанные с возвратом средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, на основании акта проверки от 10.09.2015 (стр. N 11 акта проверки), что подтверждается платёжным поручением от 15.12.2015 N 60 (уплата штрафа на сумму 69 990 руб.) и платёжным поручением от 18.02.2015 N 385821 (денежные средства, поступившие на счёт ответчика со средствами ОМС за счёт платных услуг в размере 30 000 руб.);
2) произведены расходы на предоставление займов и кредитов, не входящие в структуру тарифа, на сумму 62 000 руб. (стр. N 11-12 акта проверки), что подтверждается следующими платёжными поручениями: от 10.01.2014 N 2 (на сумму 37 000 руб.); от 16.06.2015 N 32 (на сумму 25 000 руб.).
3) через подотчётное лицо приобретались медикаменты и материалы медицинского назначения, не входящие в формулярный перечень на сумму 11432 руб. 50 коп. (стр. N 14-15 акта проверки), что подтверждается авансовыми отчётами: от 30.01.2014 N 2; от 03.10.2014 N 9; от 13.11.2014 N 11; от 28.02.2015 N 2.
4) в 2014 году приобретались медикаменты и материалы медицинского назначения, не входящие в формулярный перечень на сумму 67 302 руб. (стр. N 17 акта проверки), что подтверждается карточкой счёта 51 за 2014 год и товарными накладными;
5) в 2015 году приобретались медикаменты и материалы медицинского назначения, не входящие в формулярный перечень на сумму 123 730 руб. (стр. N 18 акта проверки), что подтверждается карточкой счёта 51 за 2015 год, счетами-фактурами и товарными накладными;
6) произведены расходы на предоставление займов и кредитов, не входящие в структуру тарифа на сумму 170 000 рублей (стр. N 23-24 акта проверки), что подтверждается договором подряда от 01.01.2015 N 15, письмом от 14.05.2015 N 19, актом выполненных работ от 12.10.2015 N 15, договором займа от 10.04.2015 N 1, платёжным поручением: от 14.05.2015 N 18, от 14.04.2015 N 6.
7) физическому лицу Н.П. Платонову, не состоящему в штате Общества произведена оплата за участие в лекционно-практическом курсе по виду медицинской деятельности (протезирование на имплантатах), не включённому в перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно за счёт бюджетных ассигнований Фонда на сумму 100 000 руб. (стр. N 23-24 акта проверки), что подтверждается договором на оказание услуг по организации участия от 01.07.2014 57/2014, счётом-фактурой от 06.08.2014 N А55, счётом-фактурой от 31.08.2014 N 70, актом от 31.08.2014 N 67, платёжным поручением от 05.08.2014 N 35;
8) произведены расходы, не подтверждённые оправдательными документами, и произведённые не в рамках программы обязательного медицинского страхования на сумму 266 474 руб. (стр. N 24-25 акта проверки), что подтверждается: информационной справкой от 05.12.2016 N 48, договором от 12.05.2015 N 4486ю, актом сдачи-приёмки оказанных образовательных услуг от 29.06.2015, платёжным поручением от 29.05.2015 N 27, платёжным поручением от 02.06.2015 N 29, платёжным поручением от 21.04.2015 N 9, платёжным поручением от 06.08.2015 N 39, отчётом Общества по проводкам за 2015 год, подтверждающим выдачу займа на сумму 170 000 руб. ИП Сиденко Р.Д.; перечисление денежных средств ООО Трейт на сумму 35 040 руб. по договору поставки медикаментов от 29.06.2015 N 18; оплату ООО Трейт на сумму 15 400 руб. по договору поставки медикаментов от 29.06.2015 N 18.
Обществом в добровольном порядке средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, не возвращены, в связи с чем, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их частично обоснованными.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
В соответствии со статьей 4 данного Закона одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции определил, что сумма нецелевого использования, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 677 787 руб. 77 коп.
С правовой аргументацией данного вывода суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что положения Закона об ОМС не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Последующее восстановление этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм - нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Фонд также заявил требование о взыскании 96 278 руб. 78 коп. штрафа и 36 289 руб. 63 коп. пеней.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Расчет штрафа и пеней правомерно произведен судом исходя из суммы нецелевого использования денежных средств, признанной обоснованной.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Использование ответчиком средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению подтверждено актом проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании от 01.12.2016. Указанный акт ответчиком не оспорен, в установленном законом порядке недействительным не признан.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 04 декабря 2017 года по делу N А05П-322/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Федоров" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.