г. Киров |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А82-13754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Вундервальда С.Л. - главного врача, Демьяненко Я.С., действующего на основании доверенности от 01.02.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 по делу N А82-13754/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по иску Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больницы
(ИНН: 7627003927, ОГРН: 1037602605963)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)
о признании частично недействительным акта N 31 от 16.06.2017
и по встречному иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
к Государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Ярославской центральной районной больнице
о взыскании 4 998 400 руб.,
установил:
Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (далее - Истец, Больница) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Ответчик, Фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования 2015 и 2016 годов N 31 от 16.06.2017 в части требования по восстановлению в бюджет Фонда 4 544 000 руб., израсходованных на приобретение аппарата наркозного и монитора пациента, и в части требования о перечислении 454 400 руб. штрафа за нецелевой расходование средств обязательного медицинского страхования.
В свою очередь Фонд обратился в Арбитражный суд Ярославской области с встречным иском о взыскании с Больницы 4 544 000 руб., израсходованных на приобретение аппарата наркозного и монитора пациента, а также 454 400 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 требования Больницы удовлетворены, встречные требования Фонда признаны неправомерными.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:
- по заявке Больницы было предусмотрено приобретение наркозно-дыхательного аппарата (НДА), частью которого модуль регистрации физиологических параметров пациента не является. Таким образом, объект закупки электронного аукциона по своим характеристикам не соответствовал Порядку, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н и Плану мероприятий.
- Суд первой инстанции не дал правовую оценку подпунктам "а", "б" и "д" пункта 6.1 Контракта, частям 6, 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - Больница нарушила порядок приемки товара.
- Фонд неоднократно обращал внимание суда первой инстанции, что в письме от 06.06.2017 Больница указала, что потребность в приобретении монитора операционного на момент подачи заявки на НДА не была критичной; монитор, являющийся самостоятельным оборудованием, мог быть закуплен отдельно. Однако Больница, имея возможность подать заявку на приобретение НДА с испарителями и блоком газоанализа, а также и другую отдельную заявку на приобретение монитора операционного, запросила приобретение только НДА.
- Суд первой инстанции дал неверную оценку выводам Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, которая в Заключении указала, что объект закупки, определенный медицинским учреждением как наркозно-дыхательный аппарат, состоит из двух частей, являющихся самостоятельными медицинскими изделиями: собственно НДА и модуля регистрации физиологических параметров пациента и газоанализа.
Поэтому Фонд полагает, что решение от 24.11.2017 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Больница отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда 05.03.2018,начавшемся путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области (в последствии видео-связь прекращена, так как в Арбитражный суд Ярославской области никто не явился, представители Больницы явились во Второй арбитражный апелляционный суд), представители Больницы изложили свою позицию по рассматриваемому спору, настаивают на законности принятого судебного решения, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам комплексной проверки использования средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования 2015 и 2016 годов Фондом был составлен акт N 31 от 16.06.2017, в котором указано, что фактическая закупка медицинской организацией в составе НДА монитора пациента Vista 120 с возможностью регистрации физиологических параметров пациента, имеющего отдельное регистрационное удостоверение, является нарушением подпункта "а" пункта 6 Правил, пунктов 13 и 15 таблицы 2 приложения N 9 к Порядку, противоречит Плану мероприятий и Соглашению, в связи с чем расходы на приобретение НДА являются нецелевым использованием средств ОМС.
Больница с выводами Фонда не согласилась и обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в редакции от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - Правила, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332), требования Больницы признал правомерными; в удовлетворении встречных требований Фонду отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, выслушав представителей Больницы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 7.1 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ определено, что медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
В части условий предоставления средств нормированного страхового запаса ТФОМС на приобретение медицинского оборудования на основании заключенного ТФОМС с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда, Правилами установлено следующее.
Использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих общих и специальных условий:
наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;
включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);
наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи;
наличие медицинского (их) работника (ов), имеющего (их) соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;
наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования);
наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
В утверждаемый в установленном Правилами порядке план мероприятий включается, в частности наименование приобретаемого медицинского оборудования и его характеристики, а также объем необходимого финансирования (в рублях).
В целях включения в план мероприятий медицинская организация направляет уполномоченному органу в течение 15 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем - ежеквартально, за 15 календарных дней до начала очередного квартала, заявку по установленной форме.
Перечисление средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется в установленном порядке в сроки, определенные графиком, являющимся приложением к соглашению о финансовом обеспечении мероприятий, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям.
Медицинская организация ведет раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий.
Медицинская организация возвращает средства для финансового обеспечения мероприятий в бюджет территориального фонда в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных пунктами 4 - 7 настоящих Правил и соглашением о финансовом обеспечении мероприятий.
Медицинская организация представляет отчетность о реализации мероприятий и использовании предоставленных средств для финансового обеспечения мероприятий в порядке и по формам, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Средства для финансового обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
Контроль за использованием медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами.
Из материалов дела усматривается, что расходование спорной суммы денежных средств Фонд признал нецелевым из-за того, что одновременно с НДА было приобретено также другое медицинское оборудование - монитор пациента, в отношении которого установленная действующим законодательством процедура приобретения Истцом не была соблюдена. Поскольку цена приобретенного медицинского оборудования определена в целом за НДА и монитор пациента, всю сумму выделенных денежных средств Фонд признал израсходованной не по целевому назначению.
В Соглашении N 7 от 28.10.2016, заключенном Фондом с Больницей, определены финансовое обеспечение приобретения медицинского оборудования стоимостью 4 544 000 руб. и соответствующие условия, в том числе - наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н и наличие у медицинской организации заключенного в соответствие с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
Перечисление средств производится в соответствие с порядком расчетов, установленных в контракте - договоре N Ф2016.275137 на поставку наркозно-дыхательного аппарата, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, заключенным Больницей с ООО "Паритет-Центр".
На основании заявки Больницы, направленной в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, в план мероприятий по приобретению оборудования включен наркозный аппарат стоимостью 4666 333,33 руб.
В обосновании данной заявки от 10.06.2016 на приобретение НДА указано на использование в операционном блоке стационара отечественных аппаратов РО-6 (1992 года выпуска) и РО-9 (2002 года выпуска), степень износа которых крайне велика, при том что в больнице организована работа круглосуточной экстренной хирургической бригады в двух операционных.
В Стандарте оснащения хирургического отделения (таблица N 2 Приложения N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н) предусмотрено наличие наркозно-дыхательного аппарата и монитора операционного, включающего неинвазивное измерение артериального давления, контроль частоты сердечных сокращений, контроль электрокардиограммы, контроль насыщения гемоглобина кислородом и контроль ряда иных параметров.
В подтверждение обоснования начальной (максимальной) цены оборудования к заявке приложены коммерческие предложения ООО "Паритет-Центр", ИП Захарченко Е.В., ООО "Колорит" о поставке НДА по цене, соответственно: 4 544 000 руб., 4 850 000 руб. и 4 605 000 руб. Согласно всем коммерческим предложениям в комплект оборудования входит монитор пациента.
Письмом от 19.07.2016 N 3175 Фонд уведомил Больницу о наличии в бюджете фонда средств нормированного запаса в размере 4 600 000 руб.
В План мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения на 4 квартал 2016 (утвержден приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 29.09.2016 N 1153) включено приобретение Больницей наркозно-дыхательного аппарата стоимостью 4 600 000 руб.
26.09.2016 Больница заключила договор на поставку НДА с ООО "Паритет-Центр", предмет договора определен в спецификации (Приложение N 1 к контракту). Технические показатели оборудования определены в Приложении N2 к контракту, в котором отражено наличие модуля регистрации физиологических параметром пациента и газоанализа, общие требования и общие характеристики модуля.
В Соглашении N 7 от 28.10.2016 указано на перечисление 4 544 000 руб. в соответствие с представленным контрактом.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что выделенные средства безусловно были израсходованы на приобретение НДА. Тот факт, что в комплектацию НДА был включен монитор пациента, автоматически не изменяет цель расходования средств Фонда; отклонения от стоимости аналогичного НДА в случае его приобретения без монитора пациента и отдельная стоимость монитора пациента, приобретаемого в качестве самостоятельной единицы медицинского оборудования, Фонд не устанавливал.
Соответственно, у суда первой инстанции не имелось оснований считать что Больница не подавала заявку на приобретение НДА, в состав которого входит монитор пациента, который не был включен в план мероприятий на приобретение оборудования в заявленной комплектации с учетом приложенных к заявке коммерческих предложений, а выделенные Фондом средства Больница израсходовала не по целевому назначению. Информация о приобретении НДА с монитором пациента не была скрыта или искажена, утверждение плана и подписание соглашения производилось именно в отношении НДА, включающего монитор пациента.
Довод Фонда о том, что по заявке Больницы было предусмотрено приобретение наркозно-дыхательного аппарата (НДА), частью которого модуль регистрации физиологических параметров пациента не является, апелляционный суд отклоняет в силу его противоречия Техническим требованиям (Приложение N 2 к Контракту). Соответственно, отклоняется также довод Фонда о том, что Больница, имея возможность подать заявку на приобретение НДА с испарителями и блоком газоанализа, а также и другую отдельную заявку на приобретение монитора операционного, запросила приобретение только НДА.
Довод Фонда о неверной оценке суда первой инстанции выводов Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области, которая в Заключении указала, что объект закупки, определенный медицинским учреждением как наркозно-дыхательный аппарат, состоит из двух частей, являющихся самостоятельными медицинскими изделиями: собственно НДА и модуль регистрации физиологических параметров пациента и газоанализа, апелляционный суд не принимает, поскольку непосредственно в заявке Больница указала наркозный аппарат.
Иные доводы, приведенные заявителем жалобы, апелляционный суд отклоняет, так как фактически они построены на цитировании норм права и изложении обстоятельств, трактуемых Фондом в свою пользу, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку доводов, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции на основании оценки представленных сторонами в дело доказательств, заявителем в жалобе не приведено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 по делу N А82-13754/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.