г. Москва |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А40-176170/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Фарт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-176170/17,
принятое судьей А.А. Аксеновой,
по заявлению ООО "Фарт" (ОГРН 1152468037776, ИНН 2464121425)
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289)
третье лицо: Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу
о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном ответе на запрос Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 14.10.2016 исх. N 15/1042
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
от третьего лица: |
не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФАРТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном ответе на запрос Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 14.10.2016 исх. N 15/1042.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что полученный запрос Минприроды был рассмотрен в установленный срок; заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов Общества, доводы заявителя основаны на предположениях.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Фарт" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения), для добычи подземных вод и т.д. устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Указанный Порядок был утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 и действовал до 10.01.2017.
Пунктом 6.1 Порядка N 61 был установлен перечень документов, необходимых для получения права пользования участком недр.
Согласно пункту 6.2 указанного Порядка для получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, заявитель должен представить документы и сведения, перечисленные в пункте 6.1 настоящего Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 настоящего Порядка. Требование о предоставлении иных документов не допускается.
Заявитель вправе представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 настоящего Порядка, по собственной инициативе.
Пунктом 14 пункта 6.1 Порядка N 61 установлена необходимость представления сведений об отсутствии в границах участка недр земельных участков, отнесенных к землям обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, полученное в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.
В соответствии с пунктом 6.5 Порядка N 61 Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений, а также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6.6 Порядка N 61 после получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 настоящего Порядка, заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом для принятия решения в Комиссию.
Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 6.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к пользователям недр.
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, указанной в абзаце 1 настоящего пункта, и предоставлении заявителю права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, указанной в абзаце 1 настоящего пункта.
Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что 07 октября 2016 года Общество направило в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу заявку для получения лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, поисков и оценки месторождений россыпного золота на участке недр "Участки бывшего рудника "Знаменитый" в Ширинском районе Республики Хакасия.
10.10.2016 года указанная заявка поступила в адрес отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по Республики Хакасия.
Запрос Хакаснедр о предоставлении информации о наличии (отсутствии) на площади участка недр "Участки бывшего рудника "Знаменитый", расположенного на территории Ширинского района Республики Хакасия, предоставляемого в пользование с целью геологического изучения (поиск, оценка) россыпного золота, особо охраняемых природных территорий федерального значения N 15/1042 от 14.10.2016 года был направлен в адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 26.10.2016 года и был получен Минприроды России 07.11.2016 года (вх. N 063986/46).
Ответ на указанный запрос был направлен в адрес Хакаснедр письмом Минприроды России от 28.11.2016 N 12-46/32156. и поступил в Центрсибнедра 23.12.2016 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что запрос Хакаснедр от 14.10.2016 N 15/1042 был рассмотрен Минприроды России в пределах 15 рабочих дней, установленных абзацем 4 подпункта 14 пункта 6.1. Порядка.
10.01.2017 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 583 от 10.11.2016 года "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)".
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 года N 61 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)" признан утратившим силу.
Кроме этого, приказом N 583 отменены приказы Минприроды России, которыми вносились изменений в Порядок N 61.
В этой связи, заявка ООО "ФАРТ" была рассмотрена Комиссией в соответствии с вновь вступившим в силу Порядком N 583 и с учетом тех обстоятельств, которые ограничивают предоставление права в соответствии с указанным Порядком, что явилось основанием для отказа Обществу в выдаче лицензии.
ООО "ФАРТ" считает, что Минприроды России в 15-дневный срок, установленный абзацем 4 подпункта 14 пункта 6.1. Порядка, должно не только рассмотреть заявку, но и представить соответствующий ответ; в случае своевременного предоставления ответа на запрос Департамента, заявка Общества была бы рассмотрена в соответствии с Порядком N 61.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод, и, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что довод заявителя носит характер предположения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 6.6 Порядка N 61 после получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 настоящего Порядка, заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом для принятия решения в Комиссию.
Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, комиссия осуществляет проверку заявки, а также рассматривает представленные материалы. По итогам рассмотрения Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки или об отказе в этом.
Таким образом, Порядком N 61 не установлен срок для передачи государственным органом в комиссию заявки вместе с поступившими материалами, в связи с чем, довод заявителя о том, что в случае своевременного предоставления ответа на запрос Департамента, заявка Общества была бы рассмотрена в соответствии с Порядком N 61, основан на предположениях, в связи с чем отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Учитывая положения части 1 статьи 4 АПК РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ, принимая изложенные выше обстоятельства, а также доводы заявителя, основанные на предположениях, апелляционная коллегия считает, что в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ ООО "Фарт" не представило доказательств нарушения прав и законных интересов Общества, как необходимого составляющего для признания незаконным оспариваемых действий (бездействия).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют основания заявленного требования, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-176170/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.