г. Вологда |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А52-3362/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 декабря 2017 года по делу N А52-3362/2017 (судья Яковлев А.Э.),
установил:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ИНН 6027087659, ОГРН 1056000309331; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Плес" (место нахождения: 180022, город Псков, улица Леона Поземского, дом 125, помещение 1; ИНН 6027135077, ОГРН 1116027003432; далее - Общество) о взыскании 32 002 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.12.2011 N 29-2011 за 2017 год (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 22.08.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.10.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 19.12.2017 суд взыскал с Общества в пользу Комитета 32 002 руб. 60 коп. долга, а также в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Комитет безосновательно производит ежегодное повышение суммы, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Суд необоснованно указал, что увеличение арендных платежей произведено истцом пропорционально увеличению соответствующих ставок. Законодательством в сфере аренды лесных участков установлено, что указанные ставки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), индексируются коэффициентом, устанавливаемый постановлением Правительства на соответствующий год и представляют из себя урегулированный на законодательном уровне расчет минимального размера арендной платы, то есть суммы, подлежащей уплате в федеральный бюджет Российской Федерации. Данный вывод не относится к обоснованию увеличения арендных платежей в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта. Суд неправильно применил статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 1, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1350), пункт 9 договора. Суд необоснованно указал, что Комитет правомерно направил Обществу уведомление о необходимости оплатить определенную аукционом арендную плату (1 457 090 руб.). Истец произвел применение коэффициента, установленного постановлением Правительства Российской Федерации, исключительно к ставкам платы, которые формируют сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет Российской Федерации - минимальный размер арендной платы (1 156 740 руб.). Комитет не представил правовое обоснование ежегодного увеличения суммы, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации ссылки на согласованное сторонами условие аукциона и/или условие заключенного договора о начислении суммы, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в процентом соотношении. Суд не учел методику расчета арендной платы Общества от 13.12.2017. В соответствии с пунктом 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума N 73) не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды, подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая, согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате. По результатам торгов на право заключения договоров аренды лесных участков арендная плата установлена так, что государственное регулирование относится к одному элементу предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы - минимальному размеру арендной платы, при этом другой элемент платы определяется по результатам торгов. Государство устанавливает лишь минимальный размер арендной платы, а окончательный размер платежа определяется с учетом результатов аукциона и условий заключенного договора аренды. Суд не оценил правомерность исчисления арендной платы, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации на основании процентного соотношения, не исследовал тот факт, что указанный метод подсчета арендной платы не урегулирован сторонами ни в договоре, ни в условиях аукционной документации.
Комитет в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.12.2011, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 30.12.2011 N 29-2011 в редакции дополнительных соглашений от 17.03.2014 N 2, от 04.02.2015 N 3, от 20.04.2015 N 4.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок площадью 8149 га (защитные леса - 1204 га, эксплуатационные 6945 га), расположенный на территории Гдовского района Псковской области, казенное учреждение "Гдовское лесничество" Дубровского участкового лесничества в кварталах 436-500, с кадастровым номером участка 60:03:000000:14, номер по лесному реестру 15-2010-06.
Согласно пунктам 5, 6 договора арендная плата в 2012 году составляет 1 457 090 руб. в год. Если сумма платежей по результатам материальной денежной оценки лесосек в объеме установленного ежегодного размера использования превышает установленную годовую арендную плату - арендная плата вносится за фактическую стоимость лесных насаждений. Если сумма платежей по результатам материальной денежной оценки лесосек в объеме установленного ежегодного размера использования меньше установленной годовой арендной платы, переплаченная сумма арендной платы подлежит зачету в последующие сроки уплаты. При осуществлении передачи лесничеством лесных насаждений гражданам для заготовки древесины для собственных нужд арендная плата подлежит перерасчету. Оплата по договору вносится ежемесячно в размере 1/10 от годовой арендной платы до 15 числа каждого месяца.
В пункте 9 договора указано, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (площади) лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В силу пункта 23 срок действия договора устанавливается с 30.12.2011 по 29.12.2060.
Договор 17.02.2012 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 30.12.2012.
Постановлением N 1350 в 2017 году установлен повышающий коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Размер арендной платы за использование лесного участка для заготовки древесины, установленной в договоре, в 2017 году увеличился и составил 2 717 888 руб. 10 коп., из них 2 157 650 руб. - в федеральный бюджет, 560 238 руб. 10 коп. - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы на 2017 год за использование лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений составил 202 114 руб. 30 коп., из них 160 452 руб. 50 коп. - в федеральный бюджет, 41 661 руб. 80 коп. - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы на 2017 год за использование лесного участка для заготовки не древесных лесных ресурсов составил 12 088 руб. 90 коп., из них 9597 руб. - в федеральный бюджет, 2491 руб. 90 коп. - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Комитет 27.04.2017 направил Обществу уведомление о размере арендной платы на 2017 год в виде приложения 4 к договору. Указанное письмо ответчик получил 10.05.2017, однако подписанный экземпляр Комитету не направил.
Таким образом, с учетом изменений в соответствии с расчетом арендной платы на 2017 год годовая арендная плата за использование лесного участка для заготовки не древесных лесных ресурсов составила 12 088 руб. 90 коп. (9597 руб. в федеральный бюджет, 2491 руб. 90 коп. в бюджет субъекта Российской Федерации), за использование лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений - 202 114 руб. 30 коп. (160 452 руб. 50 коп. в федеральный бюджет, 41 661 руб. 80 коп. в бюджет субъекта Российской Федерации).
Комитет 28.06.2017 направил Обществу предупреждение о необходимости исполнения обязательств по внесению арендной платы.
Общество оплатило задолженность перед федеральным бюджетом с учетом повышающего коэффициента.
По расчету истца, задолженность за 2017 год в областной бюджет за использование лесного участка, для заготовки пищевых лесных и лекарственных растений составила 32 002 руб. 60 коп., в том числе 2180 руб. 80 коп. за использование участка для заготовки не древесных лесных ресурсов, 132 руб. 20 коп. за использование участка для заготовки древесины 29 689 руб. 60 коп.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 названного Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. К настоящим спорным отношениям относятся положения части 4, которые предусматривают, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 1350 установлено, что ставки платы, за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы (за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы)) за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 310, в 2017 году применяются с коэффициентом 1,51.
В пунктах 19, 20 Постановления Пленума N 73 установлено, что размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора не требуется.
Как правильно установил суд первой инстанции, предметом спора является вопрос о правомерности начисления Комитетом арендной платы за 2017 год с применением повышающих коэффициентов.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к задолженности, подлежащей перечислению в бюджет субъекта, был предметом подробного исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в главе 8 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В статье 79 ЛК РФ предусмотрено, что организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы. Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
При заключении договора стороны предусмотрели, что при применении коэффициента, установленного постановлением Правительства к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, перерасчет арендной платы производится арендодателем самостоятельно, об этом арендатор уведомляется в письменной форме (пункт 9 договора).
В данном случае размер арендной платы установлен при проведении аукциона. При этом повышающий коэффициент применяется только к той части арендной платы, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет (минимальной), плата, подлежащая перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитывается в процентном отношении.
Расчет соотношения частей арендной платы по договору аренды лесного участка производится по формуле согласно дополнительному соглашению от 04.02.2015 N 3, подписанному сторонами. При этом используемый в расчете коэффициент 25,9652% необходим для исчисления платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, рассчитанный из аукционной цены (процентное соотношение). Указанный коэффициент определяется с учетом арендной платы по результатам аукциона, арендной платы за лесной участок в части минимального размера.
В данном случае расчеты соответствуют условиям договора с учетом дополнительных соглашений к нему.
Как правильно указал суд первой инстанции, заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть, пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Из материалов дела видно, что повышающий коэффициент применяется только к той части арендной платы, которая подлежит перечислению в федеральный бюджет (минимальной), плата подлежащая перечислению в бюджет субъекта рассчитывается в процентном отношении. Размер арендной платы установлен при проведении аукциона. Часть арендной платы, подлежащая перечислению в бюджет субъекта определяется от минимальной арендной платы (на 2017 год с применением повышающего коэффициента).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитет правомерно по условиям пункта 9 договора направил Обществу уведомление о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением повышающих коэффициентов, установленных Постановлением N 1350.
Данные выводы соответствуют правовым позициям, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303 -ЭС15-19719, пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/2013, от 17.04.2012 N 15837/2011.
Таким образом, с учетом норм статей 421, 431 ГК РФ, исходя из условий договора, довод подателя жалобы об отсутствии правовых основания для изменения арендной платы в той части, которая перечисляется в бюджет субъекта, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В связи с этим, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 декабря 2017 года по делу N А52-3362/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.