г. Вологда |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А66-13954/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 сентября 2017 года по делу N А66-13954/2017 (судья Карсакова И.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Скворцова-Степанова, 34, 36" (ОГРН 1096952008339, ИНН 6952021365; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Скворцова-Степанова, дом 36, далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4, далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 02.06.2017 N 2250/ОГ-17.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Основание" (ОГРН 1116952012946, ИНН 6950134821; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Скворцова-Степанова, дом 25, далее - общество).
Решением суда от 27 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, в удовлетворении заявленных товариществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Товарищество и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в квартире 6 дома 34 по улице Скворцова-Степанова в городе Твери на нарушение требований действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги за отопление и электрическую энергию, проведена внеплановая выездная проверка товарищества, по результатам которой составлен акт от 29.05.2016 N 2250/ОГ-17.
В ходе проверки инспекцией установлено, что товарищество согласно уставу создано собственниками помещений двух многоквартирных домов, а именно домов, расположенных по адресу: город Тверь, улица Скворцова-Степанова дом 34 и дом 36, и осуществляет деятельность по управлению указанными домами на основании протокола общего собрания собственников помещений от 30.04.2009.
Товариществом и акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" заключен договор от 01.04.2014 N 69102159 на поставку электрической энергии в спорные дома. Также товариществом заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" договор от 03.03.2015 N 96980-С на поставку отопления и горячего водоснабжения в указанные дома.
Как установлено инспекцией в ходе проверки, потребление тепловой энергии указанных многоквартирных домов на нужды отопления и тепловой энергии на подогрев холодной воды учитывается на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии N 01873, который расположен в доме N 36. Прибор учета смешанного типа и учитывает потребление тепловой энергии домов на нужды отопления и тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Нежилые помещения в многоквартирных домах оборудованы прибором учета тепловой энергии смешенного типа N 01872.
Многоквартирный дом N 36 по улице Скворцова-Степанова в городе Твери оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, который учитывает объем холодной воды на нужды холодного водоснабжения и холодной воды на нужды горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений в обоих многоквартирных домах, расположенных по адресам: город Тверь, улица Скворцова-Степанова, дом 34 и дом 36.
Товарищество при определении объема тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения дома N 34 использует показания общедомового прибора учета тепловой энергию, который фиксирует показания тепловой энергии в обоих многоквартирных домах, что, по мнению инспекции, является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки инспекция выдала товариществу предписание от 02.07.2017 N 2250/ОГ-17 о прекращении выявленных нарушений, которым предписала в срок до 15 августа 2017 года произвести потребителям, проживающим в доме по адресу: город Тверь, улица Скворцова-Степанова, дом 34, перерасчет платы за коммунальную услуги по отоплению за период с января по февраль 2017 года.
Товарищество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемое предписание незаконным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 данного Кодекса предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу положений пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 2 исчисляется исходя из общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По формуле 2(1) размер платы определяется исходя из общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По формуле 3 размер платы определяется исходя из объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По формуле 3(1) размер платы определяется исходя общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячного объемв потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, исходя из положений Правил N 354, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Прибор коллективного (общедомового) учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме с системой коммунальной инфраструктуры, которой является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В данном случае из представленных в материалы дела технических паспортов на спорные дома, разрешений на ввод в эксплуатацию следует, что многоквартирные дома N 34 и 36 не являются единым многоквартирным домом, введены в эксплуатацию в разное время.
Также товариществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что данные дома имеют один общий фундамент, единую систему теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из представленных технических паспортов не следует, что дома имеют единую систему теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В связи с этим является правомерным вывод инспекции о том, что многоквартирный дом N 34 не оборудован коллективным прибором учета и, соответственно, плату за теплоснабжение необходимо рассчитывать исходя из формулы 2 приложения N 2 к Правилам N 354.
В то же время за отопление по квартире N 6 многоквартирного дома N 34 товарищество начислило плату за январь 2017 года в размере 3029 руб. 52 коп., за февраль 2017 года - 2176 руб. 18 коп.
Согласно квитанции, выставленной на оплату за январь 2017 год, 3029 руб. 52 коп. состоит из платы за отопление в размере 1685, 34 руб., за подогрев горячей воды - 515,71 руб. (6 куб.м х 85,952), перерасчета - 790,37 руб., ТЭ ГВС на содержание общего имущества - 38,10 руб. (0,4432 х 85,9657).
Из квитанции, выставленной на оплату за февраль 2017 год, следует, что 2176 руб. 18 коп. состоит из платы за отопление в размере 842, 67 руб. (1685,34 х 0,5), за подогрев горячей воды - 515,71 руб. (6 куб.м х 85,952), перерасчета - 779,70 руб., ТЭ ГВС на содержание общего имущества - 38,10 руб. (0,4432 х 85,9657).
Исходя из позиции инспекции, собственнику квартиры N 6 за январь и февраль 2017 года в соответствии с формулой 2 необходимо предъявить к оплате за коммунальную услугу по горячему водоснабжению сумму в размере 639 руб. 06 коп. за каждый месяц из расчета 6,0 куб.м х тариф 106,51 руб./м3, который, в свою очередь, рассчитан из тарифов на тепловую энергию - 1685,34 руб./Гкал и на холодную воду - 20,56 руб./м3 и норматива расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения - 0,051 Гкал/м3.
За тепловую энергию, по мнению инспекции, собственнику квартиры 6 следует начислить за январь и февраль 2017 года по 4365 руб. 98 коп. из расчета тарифа 1685,34 Гкал/руб. х 0,0257Гкал норматива х 100,8м3 площади.
Следовательно, в результате действий товарищества по определению платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение собственнику квартиры 6 не была излишне предъявлена плата за данные коммунальные услуги, а наоборот, плата за теплоснабжение и горячее водоснабжение предъявлена почти в два раза ниже, чем следовало, по мнению инспекции.
В связи с этим выявленное инспекцией нарушение товариществом определения платы за коммунальную услуги по отоплению за период с января по февраль 2017 года собственнику квартиры N 6 не привело к обсчету последнего. Наоборот, исполнение товариществом выданного ему инспекцией предписания приведет к увеличению плата за спорные коммунальные услуги и предъявлению собственникам к оплате дополнительных сумм.
На основании изложенного выданное товариществу инспекцией предписание, в котором предписано произвести потребителям, проживающим в доме по адресу: город Тверь, улица Скворцова-Степанова, дом 34, перерасчет платы за коммунальную услуги по отоплению за период с января по февраль 2017 года, нельзя признать законным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 сентября 2017 года по делу N А66-13954/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.