г. Вологда |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А66-22123/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление N 2" Поляковой Н.Е. по доверенности от 20.03.2018, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. по доверенности от 10.01.2018 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу N А66-22123/2017 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карьероуправление N 2" (ОГРН 1146915000484, ИНН 6915014641; место нахождения: 172002, Тверская область, город Торжок, улица Радищева, дом 2, офис 5; далее - общество, ООО "Карьероуправление N 2") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным решения от 05.09.2017 N 284-кв "Об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области - месторождение песка строительного "Рамушки".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу N А66-22123/2017 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что на основании положений подпункта "в" пункта 24 Положения о комиссии по установлению факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 02.12.2014 N 11-нп "Об отдельных вопросах об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области" (далее - Положение о комиссии) правомерно принято решение об отказе обществу в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
ООО "Карьероуправление N 2" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Карьероуправление N 2" является владельцем лицензии на право пользование недрами ТВЕ 800189 ТП сроком действия с 22.03.2016 до 01.03.2019 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поиска и оценки месторождения песка строительного на участке недр местного значения "Рамушки".
Указанный участок недр включен в Перечень участков недр местного значения по Тверской области (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 N 13-пп.
Запасы песка месторождения "Рамушки" утверждены и поставлены на территориальный государственный баланс приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области oт 24.11.2016 N 275-кв на основании заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Общество 29.11.2016 обратилось к ответчику с заявлением об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Объектом заявки является месторождение песка строительного.
По результатам рассмотрения указанного заявления министерством принято решение, выраженное в приказе от 05.09.2017 N 284-кв "Об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области", которым обществу отказано в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а именно месторождения песка строительного "Рамушки".
Не согласившись с таким решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 33.1 Закона о недрах установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 90-пп, определено, что министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного управления в области регулирования отношений недропользования.
К его компетенции отнесено создание комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых и утверждает положение о ней.
Во исполнение положений Закона о недрах и Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области" на территории Тверской области Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области издан приказ от 02.12.2014 N 11-нп "Об отдельных вопросах об установлении факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области", которым, как отмечалось ранее утверждено Положение о комиссии.
Пунктом 24 Положения о комиссии определены основания для принятия решения комиссией об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
В частности, подпунктом "в" пункта 24 Положения о комиссии установлено, что в качестве такого основание является невыполнение заявителем условий пользования участком недр к лицензии на пользование недрами в части геологического изучения участка недр местного значения.
В рассматриваемом случае из протокола от 05.10.2017 заседания комиссии по установлению факта открытия месторождений следует, что обществу отказано в связи с несоблюдением им условий пользования участком недр к лицензии ТВЕ 80189 ТП, содержащихся в пункте 6.2 лицензии, поскольку недропользователем не предоставлена в министерство отчетность за 2016 год и сведения по платежам за пользование недрами в целях геологического изучения.
Из материалов дела усматривается и сторонами не отрицается, что приложением N 1 к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80189 ТП определены условия пользования недрами с целью геологического изучения на песок строительный участка недр местного значения "Рамушки", расположенного на территории Торжокского района Тверской области.
Эти условия пользования недрами состоят из следующих разделов: общие положения (1), общие сведения об участке недр (2), сроки действия лицензии (3), условия пользования участком недр (4), налоги и платежи при пользовании недрами (5), отчетность (6), географическая информация о недрах (7), контроль за выполнением условий пользования недрами (8), прекращение пользования недрами (9), прочие условия (10), адреса сторон (11).
Из пунктом 6.2 условий пользования недрами следует, что недропользователь обязан представлять в министерство отчетность, связанную с пользованием недрами (до 1 февраля года, следующего за отчетным годом) в том числе, о выполнении настоящих условий пользования недрами, а также сведения по платежам и налогам при пользовании недрами.
Министерство считает, что несоблюдение любого из условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии, является основания для принятия решения об отказе в установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, из буквального изложения нормы, содержащейся в подпункте "в" пункта 24 Положения о комиссии, следует, что отказ может быть обусловлен только невыполнение условий лицензии в части геологического изучения участка недр местного значения.
Такие условия содержатся в разделе 4 приложении N 1к указанной выше лицензии. При этом претензий, касающихся невыполнения обществом требований раздела 4 условий, оспариваемое решение и протокол от 05.09.2017 N 13 не содержат.
Следует также отметить, что факт выполнения лицензионных требований в части, касающейся соблюдения обществом условий пользования участком недр в связи с его геологическим изучением, министерством не отрицается.
Помимо того, данный факт следует и из заключения экспертной комиссии министерства от 24.11.2016 на материалы отчета по результатам геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения на участке недр местного значения "Рамушки", предъявленного обществом, в котором отмечено, что условия лицензионного соглашения обществом соблюдаются.
Относительно нарушений положений пункта 6.2 условий пользования недрами апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что из пояснений представителя министерства, данных в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, следует, что форма отчетности, связанной с пользованием недрами, а также форма сведений по платежам и налогам при пользовании недрами никаким нормативным актом не установлены.
При этом в материалы дела обществом представлены квитанции о приеме налоговых деклараций (расчета) в электронном виде датированные 03.10.2016, копия платежного поручения от 01.09.2016 N 12 о перечислении регулярного платежа за пользование недрами в целях геологического изучения лицензионных участков за 2016 год.
Кроме того, как отмечалось ранее, отчет общества по результатам геологического изучения недр являлся предметом оценки министерства, в подтверждение чего в материалы дела предъявлено заключение экспертной комиссии от 24.11.2016.
С учетом изложенных фактов апелляционная инстанция считает, что наличие нарушений пунктом 6.2 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии ТВЕ 80189 ТП, в нарушение положений статей 65 и 200 АПК РЫФ министерством не доказано.
Выводы суда, изложенные в решении от 20.03.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу N А66-22123/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.