город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2018 г. |
дело N А32-41748/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ЗАО "Краснодарзооветснаб": Козаченко Н.В., паспорт, по доверенности от 19.09.2017 N 104/17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу N А32-41748/2017,
принятое судьей Крыловой М.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Краснодарзооветснаб"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Краснодарзооветснаб" (далее - ООО "Краснодарзооветснаб") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным решения от 24.07.2017 N 23/001/002/801/2017-1041 об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод среднего давления протяженностью 101,50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37 и поставить газопровод на государственный кадастровый учет.
Решением от 11.12.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным как не соответствующее статьям 14, 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар от 24.07.2017 N23/001/002/801/2017-1041 об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности ЗАО "Краснодарзооветснаб" на газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37 и поставить на государственный кадастровый учет газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем не была представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право на сооружение, о кадастровом учете и регистрации прав на которое представлено заявление.
В судебное заседание не явились представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Представитель ЗАО "Краснодарзооветснаб" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Краснодарзооветснаб" является собственником зданий литера А-под А, литера Б, литера В, литеры Г4, Г6, Г18, Д, Д1, Ж, Ж1, И, к, к2, к4, Л - под Л, М, Н, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Онежская, 37, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН. Указанные здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0404003:1013, принадлежащем обществу "Краснодарзооветснаб" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2013 серии 23-АЛ N 926302).
В сентябре 2014 года обществом принято решение о газификации вышеуказанных объектов недвижимости (в связи с выходом из эксплуатации паропровода, отапливающего помещения).
06 ноября 2014 года обществом получены в ОАО "Краснодаргоргаз" технические условия на газификацию котельной по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Онежская, 37, разработан проект перевооружения котельной.
13.10.2015 обществом и генеральным подрядчиком ООО "Беретта-Сервис" подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (котельной), в соответствии с которым строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002. Предъявленный к приемке объект принят заказчиком - обществом с 13.10.2015.
Согласно акту приемки законченного строительством газораспределительного объекта газораспределительной системы от 25.12.2015 и акта приемки газопроводов и газоиспользующей установки для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ) от 25.12.2015 строительно-монтажные работы по строительству газопровода выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, построен газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м.
05 апреля 2016 года между ОАО "Краснодаргоргаз" и обществом "Краснодарзооветснаб" подписан акт разграничения балансовой принадлежности, согласно которому границей раздела собственности и эксплуатационной ответственности является место врезки в подземный газопровод среднего давления по ул. Онежской.
07 апреля 2017 года общество "Краснодарзооветснаб" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на газопровод среднего давления протяженностью 101, 50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37 (далее - газопровод) и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. К заявлению был приложен технический план сооружения на компакт-диске.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 24.04.2017 регистрационные действия приостановлены до 24.07.2017 в связи с отсутствием документа, устанавливающего или удостоверяющего право ЗАО "Краснодарзооветснаб" на газопровод.
Сообщением от 24.07.2017 N 23/001/002/801/2017-1041 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало обществу "Краснодарзооветснаб" в государственной регистрации права на газопровод и в осуществлении государственного кадастрового учета газопровода в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
Считая незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Пунктом 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлен перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости.
В силу подпункта 5 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления регистрационных действий в отношении образуемого объекта недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в качестве основания для приостановления (отказа) в осуществлении регистрационных действий Управление Росреестра указало на отсутствие документа, удостоверяющего или устанавливающего право общества на сооружение, о кадастровом учете и регистрации прав на которое представлено заявление.
На непредставление указанного документа заявителем также указано в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что с заявлением о государственном регистрационном учете обществом был представлен в Управление Росреестра технический план сооружения на компакт-диске, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственной услуги (л.д. 14). Представление документа в электронном виде не может быть квалифицировано как его непредставление.
Требования к техническому плану определены в статье 24 Закона N 218-ФЗ.
Информация о наличии замечаний к представленному обществом техническому плану в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, а также в оспариваемом отказе в государственной регистрации отсутствует.
Как указано ранее, материалами дела подтверждается, что газопровод создан обществом хозяйственным способом на основании разработанной уполномоченной организацией проектной и технической документации, введен в эксплуатацию соответствующим актом. Балансовая принадлежность также разграничена в установленном порядке.
Технический план, предоставленный обществом в комплекте документов на государственную регистрацию, содержал копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, на котором расположен газопровод, акты приемки законченного строительством объекта от 25.12.2015.
В части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в которой перечислены случаи, когда выдается разрешение на строительство, линейные объекты, в том числе газопроводы, отсутствуют.
Перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство объекта недвижимости не требуется, перечисленных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не является исчерпывающим.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется и в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" не требуется получение разрешения на строительство и (или) реконструкцию газопроводов низкого и (или) среднего давления в случаях, когда проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет не более 0,3 МПа и когда расстояние от газоиспользующего оборудования до существующих сетей газораспределения и газопотребления, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров в границах городских поселений и не более 500 метров в границах сельских поселений, и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а указанная сеть газораспределения и газопотребления пролегает по территории не более чем одного муниципального образования.
Исходя из изложенного, получение разрешения на строительство газопровода среднего давления не требуется, в связи с чем регистратор не вправе требовать его представление (аналогичная правовая позиция изложена в в Определении ВС РФ от 15.12.2016 N 310-КГ16-17068).
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа ЗАО "Краснодарзооветснаб" в государственной регистрации и осуществлении государственного кадастрового учета газопровод среднего давления протяженностью 101,50 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37.
Отказ Управления Росреестра от 24.07.2017 N 23/001/002/801/2017-1041 является незаконным как противоречащий Закону 218-ФЗ и нарушающий права заявителя по делу.
Решение суда от 11.12.2017 является законным и обоснованным. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровом учете, и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2017 года по делу А32-41748/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.