г. Саратов |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А12-35507/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Волгоградтранспригород" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 года по делу N А12-35507/2017, (судья Е.В. Моторина),
по исковому заявлению Акционерного общества "Волгоградтранспригород" (ОГРН 1063444005459, ИНН 3444130430; 400066, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Коммунистическая д. 13/А)
к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684; 400131, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5) и Комитету финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624; 400066, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Порт-Саида д. 7),
с участием третьего лица - Комитет тарифного регулирования Волгоградской области,
о взыскании 16 436 984,59 руб.,
при участии в заседании:
от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области представитель Щелянов Дмитрий Михайлович по доверенности,
от Комитета финансов Волгоградской области представитель Деревянко Денис Сергеевич по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Акционерное общество "Волгоградтранспригород" (далее АО "ВТП", истец) с иском к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее Комитет, ответчик 1) и Комитету финансов Волгоградской области (далее Комитет финансов, ответчик 2) о взыскании 16 436 984, 54 руб. убытков.
Решением от 27 декабря 2017 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-35507/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ответчик необоснованно отказывается возместить истцу субсидии на возмещение неполученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом на территории Волгоградской области.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Истец на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (от 03.05.2011 ППБ N 3403269, от 05.08.2015 N 3403269, от 04.04.2016 N 3407400) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Волгоградской области.
В соответствии с приказом от 30.10.2009 ФСТ N 381-т ОАО "Волгоградтранспригород" включено в Реестр естественных монополий как предприятие, осуществляющее деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Волгоградской и Астраханской областей.
Между истцом (перевозчик) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (Министерство переименовано в Комитет) 31.07.2014 был заключен договор N 299-14 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом межмуниципального (пригородного) сообщения в Волгоградской области.
Согласно п. 1.1 договора Министерство поручает, а Перевозчик обеспечивает транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом межмуниципального (пригородного) сообщения по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифам на проезд пассажиров и провоз багажа в объеме, предусмотренном графиком движения пригородных поездов в Волгоградской области.
Также между сторонами подписан договор N 300-14 от 01.08.2014 о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межмуниципальном (пригородном) сообщении на территории Волгоградской области.
Согласно п.1.1 указанного договора АО "ВТП" (перевозчик) обязуется осуществлять транспортное обслуживание населения регулярных перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом межмуниципального (пригородного) сообщения в Волгоградской области от 31.07.2014 N 299-14, по тарифам, утвержденным регулирующим органом в установленном порядке, а Министерство обязуется возместить недополученные доходы, возникающие при выполнении указанных перевозок в соответствии с Порядком предоставления субсидий транспортным организациям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) на возмещение недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозку пассажиров на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области и установлении тарифов, соответствующих критериям доступности услуг, на перевозку пассажиров на автомобильном транспорте, на автобусных маршрутах регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области, утвержденном Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.04.2014 N 220-п.
Пунктом 1.1 договора, так же определено, что при выполнении планового объема транспортной работы в соответствии с договором N 299-14 от 31.07.2014 плановая субсидия за май-декабрь 2014 составит 133 943 186,80 руб. (без учета оплаты субсидии за май 2014 в рамках договора от 30.12.2013 N 607-13, подлежащих перерасчету).
Срок действия договора определен сторонами с 01.05.14 по 31.12.14.
К указанному договору сторонами подписано соглашение от 31.12.2014, которым внесены изменения в п. 3.3 договора, в части срока выплаты субсидии, а именно субсидия за 2014 год в размере 100 676 091,75 руб. предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2014 год до 31.12.2014.
Субсидия за 2014 в размере 33 267 167,05 руб. предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2015 год до 31.12.2015.
Размер невозмещенных убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки составил 16 436 984,59 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
При осуществлении АО "ВТП" пригородных пассажирских перевозок на территории Волгоградской области действовали тарифы, установленные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области Постановлением от 26.02.2014 г. N 7/2 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, оказываемые ОАО "Волгоградтранспригород" на территории Волгоградской области".
На основании статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда -грузополучателя).
В пункте 1 статьи 790 ГК РФ декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (пункт 1 статьи 424 ГК).
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Доказательств обращения за изменением тарифа истцом не представлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.04.2014 N 220-п ("О предоставлении субсидий транспортным организациям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) на возмещение недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозку пассажиров на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области, и установлении тарифов, соответствующих критериям доступности транспортных услуг, на перевозку пассажиров на автомобильном транспорте на автобусных маршрутах регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области" установлен перечень льготных категорий граждан, а также утверждены Порядок предоставления субсидии из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате предоставления льгот по тарифам на проезд, и Методика расчета размера субсидии (далее Порядок).
Согласно Порядку предоставления субсидии, право на получение субсидий имеют организации железнодорожного транспорта, осуществляющие транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Волгоградской области и заключившие с Облкомдортрансом договор на организацию перевозки пассажиров с предоставлением им льгот по оплате проезда.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в форме субсидий, является Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Размер субсидии, предоставляемой транспортной организации, определяется в соответствии с методикой, утвержденной администраций области.
Размер окончательного расчета по субсидии исчисляется как разница между размером субсидии и размером аванса по субсидии, предоставленного транспортной организации.
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.
При этом институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров.
Однако возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.
В подтверждение размера убытков истцом представлены ежемесячные отчеты о расходовании средств на предоставление льгот, сопроводительные письма о направлении отчетов заказчику услуг, льготные месячные ведомости продажи билетов, проездные билеты.
Как правильно отметил суд первой инстанции, указанные документы не доказывают размер экономически обоснованных затрат истца, связанных с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении за период с мая по декабрь 2014.
Указанные отчеты предусмотрены условиями договора N 3 00-1 4 от 01.08.2014 (п. 3.2, 2.1.3) для целей получения субсидий на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате предоставления указанных в пункте 2.1.1 договора льгот.
При определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.
Из материалов дела усматривается, что договора подписаны перевозчиком без разногласий.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что условия договора могут быть пересмотрены при изменении бюджетных ассигнования и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству министерством финансов Волгоградской области, в соответствии с действующим законодательством, а также по соглашению сторон.
Определен порядок пересмотра условий договора - не более двух недель с момента получения предложения.
Истцом не представлено доказательств, обращения к ответчику с просьбой изменения условий договора.
Доводы истца о том, что еще в период, предшествующий подписанию договора (письмо от 10.07.2014 N 882), он ставил в известность Комитет о предполагаемом объеме субсидии, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку договор подписан был без разногласий, представленное письмо от 11.09.14 N 1149 не свидетельствуют о желании АО "ВТП" изменить условия договора, а лишь подтверждают факт направления справки о произведенных затратах.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований правомерно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 года по делу N А12-35507/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.