г. Вологда |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А44-8932/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2017 года по делу N А44-8932/2017 (судья Ильюшина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СПС-Холод-Монтаж" (ОГРН 1085321000159; место нахождения: 173020, Великий Новгород, ул. Рахманинова д. 3; далее - ООО "СПС-Холод-Монтаж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 103530028080675372; место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Б. Власьевская, д. 4; далее - Администрация) о признании недействительным и отмене предписания от 04.09.2017 N 292.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено контрольно-административное управление администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300280806; место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 3; далее - Управление)
Решением суда от 29 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме, с Администрации в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Считает, что размещённая Обществом на баннере информация является рекламой, поскольку она адресована неопределённому кругу лиц, служит целям привлечения внимания и поддержания интереса к реализуемым Обществом товарам и услугам.
ООО "СПС-Холод-Монтаж" в отзыве отклонило доводы Администрации, указав на нерекламный характер размещённой на баннере информации и необходимость этой вывески в целях обозначения места нахождения общества со стороны второго входа в помещение, занимаемое Обществом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в слушаниях не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив аргументы, приведённые в жалобе и возражениях на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании плана проведения мероприятий по контролю за размещением рекламных конструкций на территории Великого Новгорода в период с 16.08.2017 по 31.08.2017 главным специалистом Управления осуществлён осмотр фасада многоквартирного жилого дома по ул. Рахманинова, д. 3 в Великом Новгороде. В ходе проверки установлен факт самовольного размещения ООО "СПС-Холод-Монтаж" рекламной конструкции, содержащей информацию рекламного характера, о чём составлен рапорт от 04.09.2016 N 2 с приложением фотоматерилов (л. д. 50). Администрация пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 7.1 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона "О рекламе", утверждённого решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 N 1064 (далее - Положение N 1064), и вынесла предписание от 04.09.2017 N 292, обязывающее Общество в срок до 04.10.2017 осуществить демонтаж рекламной конструкции, указанной на фотографии, и представить информацию об исполнении настоящего предписания с приложением подтверждающих документов (л. д. 47-48).
ООО "СПС-Холод-Монтаж" обжаловало предписание в арбитражный суд в рамках настоящего дела, полагая, что размещённая на баннере информация не является рекламой.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностной лицо.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 N 1064 Администрация Великого Новгорода наделена полномочиями выдавать предписания на демонтаж рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк, осуществляет контроль исполнения предписаний (п. 3.2.7); принимать меры административного воздействия к владельцам рекламных конструкций в рамках полномочий, установленных законодательством (п. 3.2.8); организовывать демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции, установленной без разрешения, срок действия которого не истёк в установленном законодательством порядке (п.3.2.9).
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 20.07.2017 N 3070 функции по осуществлению муниципального контроля за размещением рекламных конструкций возложены на структурное подразделение Администрации - контрольно-административное управление.
В Перечень должностных лиц Администрации Великого Новгорода, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль за размещением рекламных конструкций, утверждённый постановлением Администрации от 15.05.2017 N 1911, включён в том числе главный специалист контрольно-административного управления Администрации.
Таким образом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.05.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признаётся информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4).
Требования к наружной рекламе и рекламным конструкциям закреплены в статье 19 Закона о рекламе.
Распространение наружной рекламы с использованием различного вида рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта) осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем (часть 1).
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на её установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (часть 10).
Разрешение выдаётся органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь её информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 19).
Одновременно статьёй 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продавца возложена обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (пункт 1).
Применение указанных норм права в целях разграничения вывески и рекламы разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе". Согласно пункту 1 данного постановления не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте её нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой, и является обязательной в силу закона или обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объёме, само по себе не влечёт признания этой информации рекламой. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределённого круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа, независимо от манеры исполнения на соответствующей вывеске.
В рассматриваемой ситуации Общество осуществляет свою деятельность по реализации товаров и оказанию услуг по адресу: Великий Новгород, ул. Рахманинова, д. 3, занимая нежилое встроенное помещение общей площадью 333 кв.м на 1 этаже многоквартирного жилого дома на основании договора аренды от 01.02.2014 N 02/14 с обществом с ограниченной ответственностью "Росток-2".
Согласно рапорту от 04.09.2017 N 2 и предписанию от 04.09.2017 N 292 на фасаде указанного здания Общество разместило рекламную конструкцию. Из приложенных фотоматериалов видно, что на фасаде здания по ул. Рахманинова, д. 3 размещены три конструкции с информацией различного содержания. Какая из этих конструкций принадлежит ООО "СПС-Холод-Монтаж" и признана ненадлежащей рекламой, административным органом не конкретизировано.
В ходе судебного разбирательства Администрацией уточнено, что в качестве рекламной признана конструкция, имеющая содержание "кондиционеры (значок телефона) 22-22-98" (л. д. 44).
Оценивая указанную информацию, суд правильно указал, она не является рекламой, поскольку расположена в месте нахождения Общества, предназначена для его идентификации для потребителей. При этом информация не содержит ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения или использования.
Таким образом, предписание Администрации не соответствует законодательству Российской Федерации и незаконно возлагает на Общество определённые обязанности, создавая препятствия для осуществления им экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2017 года по делу N А44-8932/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.