г. Владивосток |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А51-24837/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Пихель Александры Кирилловны,
апелляционное производство N 05АП-590/2018
на решение от 21.12.2017
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-24837/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Пихель Александры Кирилловны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570) к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
(ИНН 2540029914, ОГРН 1042504383206) о признании незаконным решения N 9880А об отказе в государственной регистрации ООО "Примторг" от 30.05.2017
при участии:
от Пихель А.К.: Онищенко С.Б., по доверенности от 20.11.2017 сроком действия на 10 лет, паспорт;
от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: Ракитянская И.В. по доверенности от 10.10.2017 сроком действия на 1 год, удостоверение;
от УФНС по ПК: Берецки К.В., по доверенности от 20.07.2017 сроком действия на 1 год, удостоверение; слушатель: Лындина М.И.
УСТАНОВИЛ:
Пихель Александра Кирилловна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока) о признании незаконным решения N 9880А об отказе в государственной регистрации ООО "Примторг" от 30.05.2017.
Решением суда от 21.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа принято в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Пихель А.К., не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что номер офиса и этаж в представленном на регистрацию юридического лица заявлении не мог быть указан в силу того, что такового офиса по спорному адресу не имеется. Этажность ни в каком пункте заявления по форме Р11001 не предусмотрена. Кроме того, ссылается на то, что указанный в заявлении адрес был подтвержден собственником помещения АО "Ливония". Помещение, указанное по спорному адресу, также было предоставлено собственником без указания на конкретный офис или кабинет. Кроме того, при составлении протокола N 99 осмотра объекта недвижимости от 29.05.2017 присутствовал представитель собственника помещения - главный инженер АО "Ливония" Анджапаридзе И.Д., который показал представителям Инспекции, где находится и расположено спорное помещение. На этом основании заявитель жалобы считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица по мотиву невозможности идентификации помещения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС по Ленинскому району, УФНС по Приморскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлены письменные отзыва.
Из материалов дела судом установлено следующее.
25.05.2017 в ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока поступило заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "Примторг", вместе с которым представлены: решение N1 о создании юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, устав, гарантийное письмо.
В заявлении указано, что адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества - г. Владивосток, ул. Крылова, д.10.
Заявителем предоставлено гарантийное письмо от 24.05.2017, в соответствии с которым ООО "Агара" гарантирует заключение договора субаренды нежилого производственного помещения (50 кв.м.), находящегося по адресу: 690014, г. Владивосток, ул. Крылова, д.10 с ООО "Примторг" после его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно информационных ресурсов инспекции АО "Ливония" является собственником зданий, расположенных по указанному адресу, при этом письменное согласие на государственную регистрацию общества собственник не представил.
29.05.2017 сотрудниками инспекции был произведен осмотр объекта недвижимости по адресу 690014, г. Владивосток, ул. Крылова, д.10.
В результате проведенного осмотра было установлено, что представленное к осмотру помещение не имеет вывесок/табличек с указанием номера офиса, с указанием наименования организации и режима ее работы. Представители организации на момент осмотра отсутствовали, офис был закрыт. Осмотр было оформлен протоколом N 99.
По результатам проведенных проверочных мероприятий, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что в заявлении по форме N Р11001, представленной заявителем, на странице 002 в п. 2.9 не указан детальный элемент, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица.
Поскольку для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения), 30.05.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока было принято решение об отказе в государственной регистрации Общества N 9880А на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Указанное решение было обжаловано Пихель А.К. в вышестоящий территориальный регистрирующий орган - Управление ФНС России по Приморскому краю путем подачи жалобы, решением которого от 08.09.2017 N 13-10/31643@ жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 30.05.2017 N 9880А, оставленное без изменения Управлением ФНС по Приморскому краю не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Пихель А.К. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, что для признания ненормативных актов государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: ненормативные акты должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), утверждена форма Р11001 Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (далее - Заявление).
В соответствии с пунктом 4 Приказа утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Согласно п. 3.3 Требований раздел 2 "Адрес (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 Требований.
В соответствии с п. 2.3 Требований в Заявлении тип адресного объекта указывается полностью.
В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Статья 12 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно подпунктам "а", "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данных Законом необходимых для государственной регистрации документов; при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона (об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности таких сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
Судом первой инстанции установлено, что в представленном в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения ООО "Примторг" указан адрес: город Владивосток, улица, Крылова, дом 10.
Расположенное по указанному адресу помещение на праве аренды принадлежит ООО "Агара" (договор аренды нежилого помещения от 12.08.2016 с АО "Ливония").
Основанием для указания данного адреса в качестве места нахождения создаваемого ООО "Примторг" послужило гарантийное письмо ООО "Агара" от 24.05.2017, которым последнее сообщало регистрирующему органу о гарантиях предоставления ООО "Примторг" помещения общей площадью 50 кв.метров в указанном выше здании в субаренду после государственной регистрации юридического лица.
При проведении контрольных мероприятий по проверке данного адреса на предмет правомерности его использования Инспекция установила, что по указанному в заявлении адресу расположена изолированная территория, на которой расположены здания, строения в которых имеются административные, складские, производственные помещения. Главный инженер АО "Ливония" Анджапаридзе И.Д. представил к осмотру нежилое помещение без нумерации с отдельным входом со стороны улицы, где планирует осуществлять свою деятельность ООО "Примторг".
Данное помещение нумерацию (в виде таблички либо указателя) не имеет, на момент осмотра помещение закрыто и не эксплуатируется. Представитель ООО "Примторг" на момент осмотра в обследуемом помещении не находится, мебель, оргтехника, документы отсутствуют. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра объекта недвижимости N 99 от 29.05.2017 и в протоколе осмотра N 298 от 24.08.2017.
Между тем, в соответствии с пунктом 9 формы N Р11001 (лист "Б"), утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения в соответствии с п.2.3. требований.
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, с учетом конкретизации помещения.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения Инспекция указала на то, что по заявленному обществом адресу находится 32 юридических лица, располагается территория, на которой расположены нежилые здания с административными, складскими, производственными помещениями, собственником которых является АО "Ливония".
Учитывая, что необходимым условием проведения государственной регистрации юридического лица является не только представление заявителем полного перечня документов, но также полнота и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц; для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры), суд пришел к верному выводу о том, что заявление о государственной регистрации оформлено с нарушением требований Закона N 129-ФЗ.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в отсутствие указания в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) таких элементов адреса (места нахождения) как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц, риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что факт недостоверности сведений о месте нахождения создаваемого ООО "Примторг" подтвержден.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об указании Пихель А.К. неполных сведений об адресе местонахождения создаваемого юридического лица ввиду отсутствия конкретизации соответствующего помещения, позволяющей надлежащим образом идентифицировать место нахождения ООО "Примторг", а доводы заявителя жалобы в указанной части - необоснованными.
Представление в налоговый орган заявления о государственной регистрации, содержащего неполные и недостоверные сведения, равнозначно его непредставлению, что и установлено регистрирующим органом в оспариваемом решении.
При этом само по себе наличие права создавать новое юридическое лицо не является безусловным основанием для государственной регистрации юридического лица при создании, поскольку государственная регистрация создания юридического лица должна быть произведена в строгом соответствии с законодательством РФ, как со стороны регистрирующего органа, так и со стороны заявителя, в связи с чем, в случае установления каких-либо нарушений закона при представлении заявителем документов, регистрирующий орган обязан принять решение об отказе в государственной регистрации.
Поскольку судом не установлено несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
При этом решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального и материального права, всем доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем доводы жалобы о том, что решение подлежит отмене как принятое по неполно выясненным обстоятельствам и с нарушением правовых норм подлежит отклонению как несоответствующие материалам дела.
Таким образом, учитывая, что отсутствует совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения Инспекции незаконным, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Все остальные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и основаны на неверной оценке фактических обстоятельств по делу, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2017 по делу N А51-24837/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.