г. Москва |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А41-65272/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тепло Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2017, принятое судьей Фаньян Ю.А. по делу N А41-65272/17 по иску ООО "Тепло Сервис" к ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Дементьев А.А. по доверенности от 10.09.2018;
от ответчика - Касаткин А.А по доверенности. от 21.06.2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тепло Сервис" (далее также - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" (далее также - ответчик) о взыскании задолженности по договору на отпуск горячей воды N В14-16 от 01.09.2016 в размере 510 868,34 руб. и пени в размере 57 664,89 руб., задолженности по договору теплоснабжения N Т/С/14/16 от 01.09.2016 в размере 886 869,20 руб. и пени в размере 90 581,03 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.11.2017 исковые требования удовлетворены в части взыскания задолженности по договору на отпуск горячей воды N В14/16 от 01.09.16 в сумме 58 558,13 руб. и пени за период с 17.04.17 по 20.11.17 в размере 8 360,64 руб., задолженности по договору теплоснабжения N Т/С/14/16 от 01.09.2016 в сумме 544 775,24 руб. и пени за период с 17.04.2017 по 20.11.2017 в размере 90 581,03 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ООО "Тепло Сервис", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.09.2016 между ООО "Тепло Сервис" (исполнитель) и ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" (потребитель) заключен договор N В14/16 на отпуск горячей воды, предметом которого является отпуск горячей питьевой воды (коммунального ресурса) в систему теплопотребления объектов потребителя - жилого дома по адресу: ул. Комсомольская, д. 20.
Расчеты за отпущенную горячую воду производятся на основании платежных документов и актов о количестве поданной-принятой горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, счетов, счетов-фактур, представляемых потребителю до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7.2. договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств ООО "Тепло Сервис" в период март-апрель 2017 года поставило ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" тепловой энергии на сумму 510 868,34, что подтверждается актами N 78 от 31.03.2017, N 80 от 31.03.2017, N 106 от 30.04.2017, N 107 от 30.04.2017, подписанным сторонами.
ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" оплату потребленного коммунального ресурса по указанному договору не произвело, в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 510 868,34 руб.
Также 01.09.2016 между ООО "Тепло Сервис" (ТСО) и ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" (абонент) был заключен договор теплоснабжения N Т/С/14/16, предметом которого является отпуск тепловой энергии (коммунального ресурса) для обеспечения отопления объектов абонента - жилого дома по адресу: ул. Комсомольская, д. 20, в соответствии с графиком отпуска тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 7.2. договора расчеты за отпущенную тепловую энергию для целей отопления или сверхнормативную сетевую воду производятся на основании платежных документов и актов о количестве поданной-принятой тепловой энергии или сетевой воды, счетов, счетов - фактур, представляемых Абоненту до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Во исполнение принятых на себя по указанному договору обязательств ООО "Тепло Сервис" поставило ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" тепловой энергии в период март - апрель 2017 года стоимостью 1 105 503,62 руб., что подтверждается актами, подписанными сторонами N 79 от 31.03.2017, N 109 от 30.04.2017.
ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" оплату полученной тепловой энергии произвело частично, в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 886 869,20 руб.
ООО "Тепло Сервис" направило в адрес ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" претензию, в которой потребовало погасить в полном объеме задолженность по договорам N В 14/16 от 01.09.2016 и N Т/С/14/16 от 01.09.2016.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Тепло Сервис" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением водой и тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Как указывалось выше, 01.09.2016 между ООО "Тепло Сервис" и ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" были заключены договор N В 14/16 на отпуск горячей воды и договор теплоснабжения N Т/С/14/16.
Обязательные требования к договорам ресурсоснабжения, заключаемым между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, определяются в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 1 Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги ответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Таким образом, в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и жилищного законодательства управляющие организации, заключая договор ресурсоснабжения (договор теплоснабжения, договор горячего водоснабжения), не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами (потребителем коммунального ресурса), отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Управляющие организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг, т.е. по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Как разъяснено решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604, в рамках отношений, регулируемых Правилами N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как разъяснено решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N КПП 12-604, в рамках отношений, регулируемых Правилами N 124, управляющие организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Также, определением Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС17-8232 от 15.08.2017 установлено, что приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила N 354.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом и нежилом помещении определяется по формуле, предусмотренной пунктом 26 Приложения 2 Правил N 354.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от Системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Данная позиция, подтверждена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС 17-8232, указывая, что данный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия, использованная на подогрев воды, относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
Также, данная позиция подтверждена письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, гражданские права и обязанности управляющей организации по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, устанавливается в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", установлены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Требований N 253 размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в следующем порядке:
а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу настоящего документа:
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;
б) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу настоящего документа, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
Согласно пункту 8 Требований N 253 в течение 10 рабочих дней по окончании расчетного периода исполнитель и ресурсоснабжающие организации осуществляют в порядке, предусмотренном договором ресурсоснабжения, обмен информацией о платежах исполнителя и платежах потребителей за истекший расчетный период.
Согласно пункту 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ 12-604 подтверждено, что установление порядка внесения платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, определение момента, в течение которого исполнитель должен осуществить перечисление платежа, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий в сфере регулирования жилищных отношений и не может рассматриваться как противоречие Федеральному закону "О теплоснабжении", Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые данные отношения не регулируют.
Таким образом, формирование размера обязательств по расчетам управляющей организации поставленные ресурсы для предоставления коммунальных услуг должно производиться с учетом произведенных платежей потребителей коммунальных услуг соответствующего вида.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
Нормативы расхода тепловой энергии для целей горячего водоснабжения определены Постановлением главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 10.02.2009 N 33.
ООО "Тепло Сервис" при расчете платы за отпущенную горячую воду с применением двухкомпонентных тарифов произвело начисление объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, исходя из показаний общедомового прибора учета. Данная позиция противоречит позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, требованиям Правил N 354 и жилищного законодательства. В результате ООО "Тепло Сервис" произвело сверхнормативное, противоречащее нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, вышеуказанной позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также позиции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, начисление за отпущенную горячую воду за отчетные периоды март 2017 года - апрель 2017 года в размере 128 823,01 руб.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства и Требованиями N 253, общая сумма задолженности, предъявленной истцом в рамках исполнения обязательств по договору на отпуск горячей воды, должна быть уменьшена на сумму, задолженности потребителей по оплате за коммунальную услугу горячего водоснабжения и должна по состоянию на 12.10.2017 составить 58 558,13 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N В 14/16 от 01.09.16 количество отпускаемой горячей воды определяется с учетом численности пользователей горячей водой и объема 3,2 куб.м./мес. на 1 человека.
Согласно пункту 6.1. договора количество горячей воды определяется по показаниям узла учета, установленного в соответствии с Правилами учета тепловой энергии на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии за расчетный период - 1 месяц.
Пунктом 7.1 договора закреплено, что оплата за горячую воду и тепловую энергию в составе горячей воды оплачивается по 2-х компонентному тарифу, установленному в соответствии с законодательством
Судом установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.
Согласно пункту 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается следующее:
в(1)) объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
Таким образом, сумма платежа за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета при условии установления органом власти решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, должна быть одинаковой и рассчитываться, исходя из установленного норматива потребления коммунальной услуги.
Истцом при определении размера платежа за поставленную тепловую энергию используется законодательно не установленный порядок определения количества поставленной тепловой энергии в зависимости от температурного графика, в результате чего истец требует оплаты за поставленную тепловую энергию в течение 7 месяцев отопительного сезона, в то время, когда жители дома - потребители коммунальной услуги - оплачивают ее равномерно в течение календарного года. Данный порядок противоречит нормам жилищного законодательства, Правилам N 124, а также ни находит свое отражение ни в Правилах коммерческого учета, ни в Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр.
Согласно пункту 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Критерии и форма акта установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета определены приказом Минрегионразвития России от 29.12.11 N 627.
Согласно пункту 2 Приказа N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие, хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем внутриквартирного оборудования).
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письма от 18.03.2015 N 7288-ач/04 дало пояснения, что поскольку наличие или отсутствие технической возможности установки приборов учета выявляется на дату обследования, а в последующем, например, в результате ремонта или реконструкции, ситуация может измениться, в этой связи в целях определения необходимости применения "повышенных нормативов" Минстрой России полагает целесообразным проведение обследований многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которые решениями собственников многоквартирных домов возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения "повышенного норматива" при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей.
Таким образом, при проведении обследования необходимо обязательно произвести оценку фактического состояния инженерных сетей и оборудования дома.
Многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Комсомольская, д.20, был построен в 1988 году. За все время с момента ввода в эксплуатацию замена и капитальный ремонт инженерных коммуникаций многоквартирного дома не проводилась. Инженерные сети теплоснабжения и водоснабжения находятся в сильно изношенном состоянии. Согласно ВСН 58-(р) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) стояков и магистральных трубопроводов составляет 15-20 лет.
Письмом Администрации Щелковского муниципального района также подтверждается факт того, что с момента постройки дома капитальный ремонт инженерных систем не проводился и прошли все нормативные сроки эксплуатации тепловых сетей.
Отсутствие технической возможности установки прибора учета подтверждается Актом исследования инженерных систем многоквартирного дома от 05.09.2017, проведенного представителями ООО "СК Скиф" совместно с ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" и представителя Совета многоквартирного дома.
Таким образом, в отношении названного многоквартирного дома имеет место наличие критерия об отсутствии технической возможности установки прибора учета по подпункту "а" пункта 2 Критериев N 627, а именно: установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. В силу отсутствия технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, согласно пункту 22 Правил N 124 повышающий коэффициент при расчете платы за тепловую энергию не применяется.
На территории Щелковского муниципального района принято решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Норматив потребления коммунальной услуги определен постановлением главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 10.02.09 33 в размере 0,015 Гкал на 1 м
общей площади жилого помещения.
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома общая жилых помещений составляет 11 687 м.
С пользователями нежилых помещений многоквартирного дома у ООО "Тепло Сервис" в соответствии с Правилами N 354 и N 124 заключены отдельные прямые договоры и расчеты осуществляются напрямую, без участия управляющей организации.
ООО "Тепло Сервис" за период март - апрель 2017 года выставило в адрес ООО "Управляющая компания "Векторкомстрой" счета и акты за поставленную тепловую энергию на общую сумму 1 105 503,62 руб.
В соответствии с требованиями Правил N 124 размер ежемесячной платы за отопление должен рассчитываться исходя из установленного норматива потребления коммунальной услуги и общей площади жилых помещений многоквартирного дома и составляет 403 122,37 руб.
Повышающий коэффициент в связи с отсутствием технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета не применяется.
Следовательно, общая сумма задолженности, предъявленная истцом в рамках исполнения обязательств по договору теплоснабжения, должна быть уменьшена на сумму, начисленную в нарушение Правил N 354 и N 124, и должна составить 806 244,74 руб.
В соответствии с нормами жилищного законодательства и Требованиями N 253, общая сумма задолженности, предъявленной истцом в рамках исполнения обязательств по договору на отпуск горячей воды, должна быть уменьшена на сумму, задолженности потребителей по оплате за коммунальную услугу горячего водоснабжения и должна по состоянию на 12.10.2017 составить 544 775,24 руб.
При указанных обстоятельствах требования истца в части сумм основного долга правомерно удовлетворены судом первой инстанции в размере 58 558,13 руб. по договору на отпуск горячей воды N В14/16 от 01.09.2016 и в размере 544 775,24 руб. по договору теплоснабжения N Т/С/14/16 от 01.09.2016.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Суд проверив расчет неустойки по договору N Т/С/14/16 от 20.11.2017 признал его неверным, суд произвел перерасчет, установил, что размер неустойки превышает заявленный размер в исковом заявлении.
В связи с частичным удовлетворением основного долга, с учетом произведенного судом перерасчета неустойки (а также с учетом отсутствия полномочий по выходу за пределы заявленных требований), требования истца о взыскании неустойки правомерно удовлетворены по договору N В14/16 от 01.09.2016 за период с 17.04.2017 по 20.11.2017 в размере 8 360,64 руб., по договору N Т/С/14/16 от 20.11.2017 за период с 17.04.2017 по 20.11.2017 в размере 90 581,03 руб.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что при определении размера оплаты за потребленный коммунальный ресурс необходимо руководствоваться положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, на основании показаний приборов учета отпущенного ресурса.
Между тем, как указывалось ранее, порядок определения размера платы за отпущенную горячую воду, в случае применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен пунктом 26 Правил N 354 и обязывает определять количество тепловой энергии, использованной для подогрева воды, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно принято решение о недопустимости определения количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды, исходя из установленных нормативов, а не по показаниям прибора учета тепловой энергии, на чем настаивает истец.
Данная позиция также подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
С учетом системного толкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", которые устанавливают требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, формирование размера обязательств по расчетам управляющей организации за поставленные ресурсы для предоставления коммунальных услуг должно производиться с учетом произведенных платежей потребителей коммунальных услуг соответствующего вида.
Также, судом первой инстанции был всесторонне рассмотрен вопрос определения технической возможности установки приборов и применения повышающих коэффициентов при расчетах за поставленную тепловую энергию.
В соответствии с критериями установления наличия (отсутствия) технической возможности приборов учета, утвержденными приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, и с учетом данных проведенного обследования инженерных сетей теплоснабжения многоквартирного дома с участием председателя Совета многоквартирного дома, справки Администрации Щелковского муниципального района Московской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному о неприменении повышающих коэффициентов.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2017 года по делу N А41-65272/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.