г.Самара |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А55-18834/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Меликян О.В. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "НАП" - представителя Атембековой Е.В. (доверенность от 28.07.2017),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: ГКУ Самарской области "Самарские лесничества" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2018 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НАП"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2017 года по делу N А55-18834/2017 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАП", г.Самара, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, третье лицо: ГКУ Самарской области "Самарские лесничества", г.Самара,
об аннулировании сведений о земельных участках,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НАП" (далее - ООО "НАП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменений исковых требований, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра), министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) об устранении нарушения прав путем аннулирования (исключения) из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Самарской области "Самарские лесничества".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "НАП" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в связи с полным наложением границ вновь образованных шести лесных участков с лесным участком 63:26:0000000:2327 у ООО "НАП" отсутствует возможность уточнить местоположение его границ и как следствие, зарегистрировать договор аренды от 11.01.2016, что является нарушением прав ООО "НАП", как арендатора.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей кадастровой палаты, министерства, Управления Росреестра, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "НАП" 24.07.2002 был заключен договор аренды лесного участка б/н, площадью 628 га сроком на 49 лет, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество кварталы N 18,19,25-27,35, кадастровый номер 63:26:0000000:2327.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 по делу N А55-407/2015 на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложена обязанность переоформить указанный договор аренды в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации. 11.01.2016 договор аренды в новой редакции был подписан сторонами. Однако в связи отсутствием уточненного местоположения границ указанного лесного участка в государственной регистрации данного договора было отказано.
С целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации договора, межевой план по уточнению границ арендованного лесного участка 05.10.2016 был направлен с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Самарской области. Однако 22.11.2016 осуществление кадастрового учета по уточнению границ лесного участка было приостановлено в связи с выявленным пересечением его границ с границами лесных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302.
Выявленные участки были образованы в результате раздела лесного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:260, на основании приказа министерства N 456 от 05.08.2016, который был принят в период и в процессе проведения работ по уточнению местоположения границ арендованного ООО "НАП" лесного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2327.
Конфигурация границ и площадь лесного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2327 полностью совпадает с конфигурацией общих границ и общей площадью вновь образованных лесных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302, что подтверждается планом границ земельного участка от 07.11.2017.
В связи с полным наложением границ вновь образованных шести земельных участков с земельным участком 63:26:0000000:2327, отсутствует возможность зарегистрировать договор аренды от 11.01.2016.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как следует из материалов дела, между Красноярским лесхозом и ООО "НАП" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 29.08.2001 заключен договор б/н аренды участка лесного фонда от 24.07.2002, расположенный на территории кварталов N 18,19,25.26,27,35 Красноярского лесничества Красноярского лесхоза, общей площадью 628,0 га, для нужд охотничьего хозяйства, сроком на 49 лет. Границы лесного участка указаны в планово - картографических материалах (приложение N1 к настоящему договору).
Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области 19.02.2003 N 63-01-26-1/2003-521.
В порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 по делу N А55-407/2015 приказом министерства договор б/н от 24.07.2002 переоформлен путем заключения договора N 303/07 аренды лесного участка от 11.01.2016 со сроком действия по 24.07.2051.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора ответчику передан лесной участок из земель лесного фонда, имеющий местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 84, выделы 5, 11 общей площадью 0,5 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Согласно пунктам 2, 3 данного договора лесной участок площадью 628,0 га, квартала N 18, 19, 25, 26, 27, 35, имеет кадастровый номер 63:26:0000000:2327; границы определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка (приложение N 1 к договору).
Кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь арендованного лесного участка указаны в соответствии с конкурсной документацией.
Земельный участок, расположенный по адресу: Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартала N N 18, 19, 25, 26, 27, 35, площадью 628,0 га, с кадастровым номером 63:26:0000000:232, входит в состав земель лесного фонда, являющегося собственностью РФ.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Приказом министерства от 05.08.2016 N 456 в соответствии с п.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.83 ЛК РФ, положением о министерстве, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, образованы земельные участки из состава земель лесного фонда путем раздела с сохранением исходных земельных участков в измененных границах в соответствии с прилагаем перечнем.
Письмом от 26.12.2016 N 27-05-02/28718 министерство разъяснило ООО "НАП", что в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ (действующего на период обращения ООО "НАП"), если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды) такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае его преобразования. Иных оснований для снятия земельных участков, в том числе, имеющих статус "учтенный" с государственного кадастрового учета, действующим законодательством не предусмотрено.
Министерством 05.08.2016 подписан приказ N 456 об образовании земельных участков из состава лесного фонда, путем раздела с сохранением исходных земельных участков в измененных границах в соответствии с перечнем.
Межевой план по уточнению границ земельного участка 63:26:0000000:2327 согласован с министерством 05.10.2016.
Согласно сведений ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000:2327, 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302 образованы 12.09.2016 в результате раздела участка 63:26:0000000:260.
Как следует из заключения кадастрового инженера, при сопоставлении земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды с шестью образованными земельными участками выявлено полное наложение границ земельных участков.
Земельный участок 63:26:0000000:2327 был зарегистрирован за Самарской областью 24.06.2002, границы в кадастр внесены не были.
Земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:260 зарегистрирован за Российской Федерацией 31.12.2004, границы в кадастр внесены не были.
Таким образом, произошло дублирование сведений ЕГРН. Фактически участок 63:26:0000000:2327 площадью 628 га входит в состав участка 63:26:0000000:260 площадью 11326 га.
При подготовке приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.08.2016 N 456 об образовании земельных участков из участка 63:26:0000000:260 не было учтено, что участок 63:26:0000000:2327 фактически уже выделен из исходного участка ранее.
Участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000:2327, 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302 вместе составляют земельный участок 63:26:0000000:2327 с учетом допустимых расхождений.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об учтенных многоконтурных земельных участках с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - участки лесного фонда, расположенных: район Красноярский, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 18, квартал N 19, квартал N 35, квартал N 26, квартала N 27, квартал N 25 соответственно.
Сведения о данных объектах недвижимости внесены в ЕГРН 12.09.2016 по заявлению Мусиной Р.Н. от 08.09.2016 N 30-3701891 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании представленного межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Мусиной Р.Н. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 6 земельных участков путём раздела земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:260, расположенного: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Красноярское лесничество, квартал 1-123, в приложении которого содержится приказ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.08.2016 N 456 "Об образовании земельных участков". При этом при постановке на государственный кадастровый учет данных земельных участков основания для приостановления либо отказа в осуществлении учета отсутствовали, в том числе пересечений границ образуемых объектов с иными земельными участками не выявлено.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также, если право собственности на объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, сведения о таких объектах недвижимости с момента их внесения в реестр приобретают статус "учтенный".
Земельным участкам с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302 при их постановке на государственный кадастровый учет присвоен статус "учтенный" в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ.
В ЕГРН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:2327, площадью 6280000 кв.м, вид разрешенного использования - для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, категория - земли лесного фонда, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, кварталы N 18, 19, 25-27, 35.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН 02.04.2013 в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на основании сведений Управления Росреестра по Самарской области о зарегистрированных правах в ЕГРП с условными номерами, но отсутствующими в государственном кадастре недвижимости, содержащихся в передаточном реестре.
Регистрация права собственности Российской Федерации на указанный объект осуществлена 24.06.2002.
Графическая часть указанного объекта на момент внесения сведений в ГКН о нем отсутствовала. Затем 09.11.2016 с заявлением N 63-0-1-116/3326/2016-5101 об изменении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2327 обратилось ООО "НАП" в лице представителя Карташевой Н.Н. с приложением межевого плана, в составе которого приложен приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 28.04.2016 N 225 "О внесении изменений в наименование местоположения и вид разрешенного использования лесного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:2327".
По указанному заявлению принято решение о приостановлении, а затем и решение об отказе во внесении изменений в сведения о местоположении и площади рассматриваемого земельного участка в связи с наложением учитываемого земельного участка 63:26:0000000:2327 с границами земельных участков: 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302.
Таким образом, уточнение сведений ранее учтенного земельного участка 63:26:0000000:2327 в административном порядке, предусмотренном законодательством, не представилось возможным.
Кроме того, в связи с тем, что спорные земельные участки имеют статус "учтенный", то есть сведения, содержащиеся в ЕГРН об указанных земельных участках, являются актуальными сведениями (отсутствует временный характер сведений), и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в ЕГРН сведений о прекращении существования данных объектов недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем при анализе документов на указанные земельные участки выявлено, что образование объектов недвижимости с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302 осуществлено согласно приказу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.08.2016 N 456 "Об образовании земельных участков".
Образование объекта недвижимости с кадастровым номером 63:26:0000000:2327 осуществлено ранее, о чем свидетельствует возникшее право собственности в 2002 году Российской Федерации на указанный объект и право аренды ООО "НАП" на основании договора аренды участка лесного фонда от 24.07.2002.
По мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", в случае признания в судебном порядке незаконным и отмене документа-основания в части формирования и постановки на учет спорных земельных участков - приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.08.2016 N 456 "Об образовании земельных участков" - следствием может быть снятие с государственного кадастрового учета спорных земельных участков и восстановление прав, о чем должно быть указано в судебном акте.
Между тем ООО "НАП" просит заинтересованных лиц совершить определенные действия: устранить нарушение прав путем аннулирования (исключения) из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 63:26:0000000:4297, 63:26:0000000:4298, 63:26:0000000:4299, 63:26:0000000:4300, 63:26:0000000:4301, 63:26:0000000:4302. Следовательно, ООО "НАП" заявило свои требования в порядке искового производства без оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, его должностных лиц.
В связи с этим у Управления Росреестра по Самарской области и иных ответчиков отсутствует обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложение на государственный орган обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя представляет собой правовые последствия признания незаконными решений, действий (бездействия) такого органа.
В данном случае ООО "НАП" какие-либо решения, действия (бездействие) Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" и министерства не оспаривало, следовательно, отсутствуют основания для обязания Управления Росреестра по Самарской области как государственного органа совершить определенные действия в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции не усмотрел оснований для проверки законности действий указанных органов по осуществлению раздела земельных участков и постановки их на кадастровый учет. Также отсутствуют основания считать, что права истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены. ООО "НАП" не предоставило арбитражному суду правовое обоснование, предоставляющее ему полномочия при вышеуказанных условиях возлагать на Управление Росреестра по Самарской области обязанности совершить какие-либо действия по регистрации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции заявленные обществом требования оставил без удовлетворения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что то, что в связи с полным наложением границ вновь образованных шести лесных участков с лесным участком 63:26:0000000:2327 у ООО "НАП" отсутствует возможность уточнить местоположение его границ и как следствие, зарегистрировать договор аренды от 11.01.2016, не могут быть приняты. В данном случае, исходя из избранного заявителем способа защиты нарушенного права, не имеется правовых оснований для аннулирования, исключения из ЕГРН сведений об указанных заявителем вновь образованных шести лесных участках, к тому же имеющих статус "ранее учтенных".
На основании изложенного решение суда от 25 декабря 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ООО "НАП".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2017 года по делу N А55-18834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.