г. Саратов |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А57-1260/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степура С.М.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" на определение арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2018 года по делу N А57-1260/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" (410017, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 37/45А, ИНН 6454093663, ОГРН 1096454002611)
заинтересованное лицо: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116, ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910)
о признании незаконным постановления,
при участии в судебном заседании: от общества ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" - А.В. Горелов, представитель по доверенности от 01.12.2017;
от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - В.И. Салиенко, представитель по доверенности от 12.04.2017;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" с заявлением о признании незаконным постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 68/2 от 19.12.2017 г. "О внесении изменений в постановление КГРТ Саратовской области от 27.11.2015 г. N 61/1 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов" и о признании незаконным постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 69/51 от 20.12.2017 г. "О внесении изменений в постановление КГРТ Саратовской области от 16.12.2015 г. N 64/10 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе ГВС ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов".
Определением от 05 февраля 2018 года арбитражный суд первой инстанции отказал в принятии заявления к производству.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил обжалуемое определение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.11.2015 г. N 61/1 установлены тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов", на периоды 2016-2018 гг. и Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2015 г. N 64/10 установлены тарифа на горячую воду в закрытой системе ГВС ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов", на периоды 2016-2018 гг.
Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 68/2 от 19.12.2017 г. внесены изменения в постановление КГРТ Саратовской области от 27.11.2015 г. N 61/1 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов". Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 69/51 от 20.12.2017 г. внесены изменения в постановление КГРТ Саратовской области от 16.12.2015 г. N 64/10 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе ГВС ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов".
Не согласившись с указанными постановлениями N 69/51 и 68/2, заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в принятии заявления к производству, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые Постановления обладают признаками нормативного правового акта, которые в силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Судебная коллегия считает, что отказывая в принятии заявления суд первой инстанции, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Из приведенной нормы процессуального права следует, что арбитражные суды вправе рассматривать лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Довод подателя жалобы о том, что Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не наделен правом принимать нормативно правовые акты подлежит отклонению на основании следующего.
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлению Правительства РФ от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению регулирования цен, в том числе на электрическую, тепловую энергию (мощность), установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 N 169-П (далее - Положение о Комитете), Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права и в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области", протоколом заседания Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 декабря 2017 года N 69/51 комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области вынес Постановление о внесении изменения в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2015 года N 64/10 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области", протоколом заседания Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области 19 декабря 2017 года 68/2 комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области вынес постановление о внесение изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20 ноября 2015 года N 61/1 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Техэнерго-Монтаж", оказывающего услуги на территории муниципального образования "Город Саратов".
Вышеуказанные постановления с установленными тарифами официально опубликованы в средствах массовой информации и вступили в силу через десять дней после дня официального опубликования.
Так, в сети интернет на сайте Правительства Саратовской области http://saratov.gov.ru/press/official/ имеются ссылки на официальные СМИ Саратовской области. Одной из средств массовой информации является сетевое издание "Новости Саратовской губернии" (ссылка http://g-64.ru/official.php), который является официальным публикатором Саратовской области. Перейдя по ссылке на указанный сайт можно увидеть, что все нормативно правовые акты публикуются на данном сайте. В том числе на странице 40, 43 официального публикатора опубликованы обжалуемые постановления (дата публикации 20.12.2017).
Таким образом, обжалуемые постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области вступили в законную силу через десять дней после дня официального опубликования (20.12.2017)., рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
В абзаце 2 пункта 2.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 разъяснено, что если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Довод подателя жалобы о том, что обжалуемые постановления являются ненормативными правовыми актами, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц (пункт 1.2 Постановления Пленума ВАС РФ N 58).
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Акты регулирующих органов об утверждении долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круг лиц, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
Апелляционный суд приходит к выводу, что постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 68/2 от 19.12.2017, и N 69/51 от 20.12.2017 обладают приведенными признаками нормативного правового акта, следовательно, оспариваемые постановления являются нормативным правовыми актами.
Поскольку оспариваемые постановления являются нормативными актами и не поименованы в статье 29 АПК РФ, суд первой апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявление общества не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Таким образом доводы подателя жалобы о том, что спорные постановления носят ненормативный (индивидуальный) характер основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, а обжалованное определение об отказе в принятии заявления является законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение арбитражного суда Саратовской области от 05 февраля 2018 года по делу N А57-1260/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1260/2018
Истец: ООО "Техэнерго-Монтаж"
Ответчик: Комитет государственного регулирования тарифов СО