г. Киров |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А29-14160/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Пуртовой Т.Е., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Степановой Н.М., действующей на основании доверенности от 29.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал - Северная железная дорога
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2017 по делу N А29-14160/2017, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к индивидуальному предпринимателю Головко Николаю Евгеньевичу (ИНН 110500039823, ОГРН 304110517300017)
об урегулировании разногласий по договору от 10.05.2017 N 8-125,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к индивидуальному предпринимателю Головко Николаю Евгеньевичу (далее - ответчик, ИП Головко Н.Е., предприниматель) с исковым заявлением об урегулировании разногласий по договору от 10.05.2017 N 8-125, в котором просило принять пункт 9.5 параграфа 9 договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 8-125 от 10.05.2017 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования индивидуального предпринимателя Головко Н.Е. по станции Печора Северной железной дороги между ОАО "РЖД" и индивидуальным предпринимателем Головко Н.Е., утвержден пункт 9.5 параграфа 9 договора в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за развернутую длину этого пути протяженностью 0,872 км по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства N 3. Плата начисляется за сутки подачи и за сутки уборки вагонов и облагается НДС.".
ОАО "РЖД" с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований истца.
По мнению заявителя жалобы, статьей 58 УЖТ закреплена обязанность грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) или иного лица оплачивать плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). Такая услуга, как пользование железнодорожным путем необщего пользования при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов в указанном Перечне не поименована. Однако, отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание железнодорожного пути необщего пользования, компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг, исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (статья 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 Устава. Из буквального толкования положений частей 3, 6 статьи 58 Устава следует, что условия договора от 10.05.2017 N 8-125 не противоречат действующему законодательству. Соответственно, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и ветвевладельцем в договорном порядке, что прямо предусмотрено законом. Установление соглашением сторон размера платы за пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, закреплено на законодательном уровне. ОАО "РЖД" железнодорожный путь необщего пользования, указанный в параграфе 2 договора N 8-125, не использует по своему усмотрению для иных целей в периоды, когда не производится подача/уборка вагонов на указанный путь для ответчика, поскольку сторонам по договору заранее неизвестны дни для подачи/уборки вагонов.
Отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 10.05.2017 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ИП Головко Н.Е. (владелец) подписали договор N 8-125 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ИП Головко Н.Е. по станции Печора Северной железной дороги (далее - договор), согласно которому локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих:
путь N 1 примыкает и является продолжением пути необщего пользования N 25а (в ведении службы ПЧ-33);
путь N 2 примыкает и является продолжением пути необщего пользования N 26 (в ведении службы ПЧ-33).
Границами железнодорожных путей необщего пользования являются знаки "Граница пути необщего пользования", установленные:
на пути N 1 - на расстоянии 490 м от предельного столбика стрелочного перевода N 142 (пикет 18183+74,62) с правой стороны по ходу подачи вагонов;
на пути N 2 - на расстоянии 382 м от предельного столбика стрелочного перевода N 82а (пикет 18183+26,79) с правой стороны по ходу подачи вагонов.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 474 м, из них:
- погрузочно-выгрузочный путь N 1 от знака "Граница пути необщего пользования" (ПК 18183+74,62) до упора - 200 м;
- погрузочно-выгрузочный путь N 2 от знака "Граница пути необщего пользования" (ПК 18183+26,79) до упора - 274 м.
Железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу (параграфы 1, 2 договора).
По пункту 13.1 договора срок его действия определен сторонами с момента подписания и по 30.06.2022 включительно.
В силу параграфа 11 договора все споры по договору рассматриваются Арбитражным судом Республики Коми.
В соответствии с пунктом 9.5 договора владелец уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 0,872 км. Плата определяется с учетом ставки 3065 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
Договор от 10.05.2017 N 8-125 подписан предпринимателем с протоколом разногласий, которым пункт 9.5 изложен в следующей редакции: владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за развернутую длину этого пути протяженностью 0,872 км по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства N 3. Плата начисляется за сутки подачи и за сутки уборки вагонов и облагается НДС (л.д.-33).
В протоколе согласования разногласий по пункту 9.5 договора стороны к единому мнению не пришли (л.д.-34).
Истец, посчитав, что он фактически предоставляет право пользования своим путем ИП Головко Н.Е. ежесуточно, не используя свое право на указанный путь, при этом перевозчиком спорный железнодорожный путь необщего пользования не использует по своему усмотрению для иных целей в периоды, когда не производится подача/уборка вагонов на указанный путь для ответчика, поскольку сторонам по договору заранее неизвестны дни для подачи/уборки вагонов, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из статьи 64 Федерального закона от 10.01.2002 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) следует, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
На основании статьи 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) предусмотрено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) установлен порядок заключения таких договоров, согласно которому проекты договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика, направляются им на подпись владельцу, пользователю или контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, который подписывает проект полученного договора и возвращает его перевозчику в месячный срок.
При наличии возражений по его условиям, то наряду с подписанием проекта договора владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования составляет протокол разногласий и направляет его перевозчику. Наличие разногласий оговаривается в договоре.
Перевозчик в течение месяца с даты получения протокола разногласий рассматривает его. О дате совместного рассмотрения разногласий перевозчик должен известить владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования.
При недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.12 Правил N 26).
В силу статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в законе не указано на взимание ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, а по содержанию статьи 58 Устава сбор, включающий плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути, взимается за подачу и уборку вагонов.
Как следует из искового заявления, настаивая на установлении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, истец ссылается на часть 2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Ставки сбора за использование железнодорожного пути необщего пользования установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.
Тарифным руководством N 3 ставки сбора за подачу и уборку вагонов определялись, в том числе с учетом такой составляющей, как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем, до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решения от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, которым Тарифное руководство N 3 в части, устанавливающей такую составляющую, признано не соответствующим статье 58 УЖТ и поименованному выше Перечню и не действующим.
Указанное решение в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) является обязательным к применению.
В названном решении суд указал, что исходя из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Толкование абзаца 3 статьи 58 Устава, данное в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, не предполагает проявления свободы сторон в согласовании платы за использование пути в качестве договорного условия. Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2015 N 308-ЭС14-1778.
Таким образом, действия истца, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с ответчика, при отсутствии соответствующей нормы права противоречит существу законодательного регулирования.
В соответствии с предложенной истцом редакции условий пункта 9.5 договора плата определяется с учетом ставки 3065 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 26.12.2016 N 51. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
Вместе с тем, согласно подпункту "а" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Таким образом, размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющие сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.
Соответственно, при расчетах с контрагентами за названную услугу ОАО "РЖД" имеет право применять только те ставки платы, которые утверждены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у истца правовых оснований требовать заключения с ответчиком договора на предложенном им условии пункта 9.5 параграфа 9 договора N 8-125.
При наличии согласия ответчика на установление платы за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", суд первой инстанции правомерно утвердил пункт договора в редакции ответчика.
Кроме того, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3 признаны недействующими в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования. Однако часть 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 является действующей, зафиксированные в ней ставки индексируются.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано и правомерно отказал в удовлетворении требований истца по урегулированию разногласий путем изложения пункта 9.5 договора в предложенной им редакции и счел необходимым пункт 9.5 параграфа 9 договора от 10.05.2017 N 8-125 изложить в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов за развернутую длину этого пути протяженностью 0,872 км по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства N 3. Плата начисляется за сутки подачи и за сутки уборки вагонов и облагается НДС.".
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2017 по делу N А29-14160/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал - Северная железная дорога - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.